Американские эксперты с большим подозрением относятся к намеченному на вторую половину 2011 года запуску Китаем первых компонентов глобальной национальной орбитальной станции. Речь идет о модуле Tiangong-1. Он, а также космический корабль Shenzhou-8 по замыслу Поднебесной станет трамплином для ее создания. Завершение ее сборки планируется на 2020 год. После этого КНР намерена приступить к освоению Луны, а затем и Марса.
Казалось бы, речь идет о сугубо гражданском проекте. Однако некоторые американские эксперты опасаются того, что китайцы не случайно отложили планировавшийся на первую половину 2011 года запуск Tiangong-1. Они опасаются того, что Пекин готовит свой, сугубо военный ответ на засекреченные полеты 2010—2011 годов американского космического аппарата X-37. И что в перспективе он неизбежно использует космическую программу для милитаризации космоса, в том числе для вывода на орбиту платформ, которые не только будут использоваться для ПРО, но и, возможно, как средства нападения. Трамплином к милитаризации Китаем космоса может, по их мнению, стать ввод в эксплуатацию орбитальной станции.
Заметим, что с момента первого успешного запуска спутника "Дунфан Хун-1" 24 апреля 1970 года китайская космическая программа за 40 лет своего развития приблизилась к американским и советским достижениям.
Китай не только продемонстрировал способность самостоятельно осуществить выход человека в космос, но и в последние годы заявлял о готовности противостоять угрозе вероятного противника, исходящей из космического пространства.
11 января 2007 года Китай впервые испытал противоспутниковое оружие на своем старом метеоспутнике "Фэнъюнь-1C" (FY-1C). Тем самым Поднебесная продемонстрировала свою способность поражать космические объекты на низких орбитах. Эти испытания Пекин провел секретно, что вызвало к ним дополнительный интерес за рубежом, и в первую очередь в США.
Согласно информации авторитетного американского журнала Aviation Week & Space Technology (AW&ST), это произошло на высоте 864 км путем применения кинетического перехватчика, возможно, твердотопливной ракеты РHKT-1 (речь идет о прямом попадании в космический аппарат), запущенного наземной баллистической ракетой средней дальности. По мнению западных экспертов, в качестве носителя могли применить твердотопливную DF-31 или DF-21.
Этот факт не остался незамеченным Госдепом США, согласно которому успешное применение противоспутникового оружия зафиксировали спутники из группировки предупреждения о ракетном нападении DSP.
Тогда правительство США, которое на протяжении последних 10 лет не раз выражало обеспокоенность по поводу развития космического оружия в Китае, жестко осудило его и потребовало у него объяснений и дополнительной информации относительно испытания.
"Мы не хотим иметь ситуацию, когда происходит какая-либо милитаризация космоса. Мы определенно не хотим иметь ситуацию, когда проводятся испытания такого рода, которые производят большое количество космического мусора, угрожающего нарушением работы или случайным разрушением спутников связи и других типов космических аппаратов…" — такая реакция последовала из Госдепа.
Более того. Заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями Роберт Джозеф расценил произошедшее как шок для США и "сигнал тревоги", в результате которого американцы решили "защитить наши космические средства и право беспрепятственного доступа в космос".
Вслед за США китайское испытание осудили главные американские союзники, недовольные растущим проявлением активности Поднебесной: Япония, Южная Корея, Австралия, Канада и Великобритания.
Правда, сами американцы прежде не гнушались подобными испытаниями, как не стесняются они и своей программы по развертыванию ПРО в космосе. Дело в том, что после краха СССР и свертывания Россией многих амбициозных космических программ США считали себя единственным монополистом на освоение космоса в полном объеме.
Не случайно, что еще в 2006 году США провозгласили свое право препятствовать прочим государствам в освоении космоса и использовании его в военных целях.
И когда стали активно обсуждать произошедшее, в свойственной ему манере Китай не подтверждал, но и не опровергал уничтожение им спутника, заверяя, что его космическая программа не угрожает другим странам.
Тогда китайская сторона подчеркнула, что она всегда выступала только за мирное использование космоса и "никогда не использовала и не намерена использовать его в военных целях".
Правда, дополнительных разъяснений США и их сателлиты так и не дождались. Поднебесная просто проигнорировала их настойчивые требования, лишний раз показав тем самым увеличение своей мощи. Хотя за это Америка наказала Китай замораживанием проектов совместного освоения "гражданского космоса".
В настоящее время китайцы продолжают развивать свое космическое, главным образом противоспутниковое, оружие. Согласно оценке аналитиков из газеты Financial Times, возможно, им удалось создать надежное противоспутниковое оружие, которое может быть развернуто почти незаметно".
Это испытание свидетельствовало о начале новой эры для китайских ракетно-космических технологий. До сих пор это было доступно лишь США и СССР. В настоящее время Китай интересует также разработка противоспутниковых ракет воздушного базирования. Например, в СССР для этой цели предназначалась одна из модификаций истребителя МиГ-31, в США — система F-15/ASAT.
Впрочем, произошедшее тогда нельзя было считать безусловным триумфом Китая, поскольку этому успешному испытанию предшествовали подряд три (по другой информации — два) неудачных между сентябрем 2004 и февралем 2006 года.
Однако успешное испытание доказало способность Китая решать подобные задачи в принципе. В связи с этим нельзя не упомянуть и то, что, согласно информации американских спецслужб, в Китае велись и другие работы для борьбы с космическими аппаратами вероятного противника. Например, уже к сентябрю 2006 года Пекин якобы продемонстрировал способность временно выводить их из строя, "ослепляя" лучом наземного лазера.
Но если раньше речь шла об уничтожении космических аппаратов противника с земли, то теперь нельзя исключать того, что рано или поздно Поднебесная выведет в космос не только объекты ПРО, но и платформы для нанесения удара по наземным целям.
Ничего удивительного в том, что Китай может дать свой ответ на милитаризацию космического пространства со стороны США, нет. Такой вариант развития событий был бы вполне логичен. Страна, которая готовится через 20 лет стать полноправной супердержавой, просто обязана адекватно отвечать на все угрозы собственной безопасности, откуда бы они ни исходили. Тем более что сами США, которые в свое время навязали нам отказ от милитаризации космоса, по сути, нас обманули.
Разумеется, Россия также должна дать на это ответ, но пока со времен СССР наши достижения в основном даются в будущем времени. Тогда как Китай не намерен довольствоваться нынешним положением дел и намерен заполнить оставленную Советским Союзом "космическую нишу".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.