Волнения в Тунисе не прекращаются

Демократическое будущее туманно для Туниса

Несмотря на свержение президента Зин аль-Абидина Бен Али, волнения в Тунисе не прекратились, а политическое будущее по-прежнему туманно. Главным ожидаемым событием должны стать демократические выборы, намеченные на июль 2011 года. Пока постоянные органы власти не сформированы, жители Туниса и соседних государств внимательно следят за действиями администрации и.о. президента Фуада Мебазаа, взявшего на себя основные властные функции.

Даже после изгнания Бен Али многие из его бывших соратников по-прежнему остаются у власти, что в известной мере подогревает недовольство революционеров. На фоне анархии, охватившей страну, временное правительство старается не предпринимать никаких резких шагов, способных усугубить положение. Сразу после прихода к власти Фуад Мебазаа провозгласил курс на реформы.

Тем не менее, одно неосторожное высказывание бывшего главы МВД Фахрата Раихи спровоцировало в начале мая новую волну беспорядков, что свидетельствует о сохранении нестабильной ситуации, чреватой новым революционным взрывом. "Правящие круги Туниса готовы удержать власть силой, если исламисты одержат победу на выборах 24 июля", — заявил Фахрат Раихи. Официальные власти не поддержали данное заявление.

Однако слова премьера Беджи Каида Эсебси, назвавшего Раихи лжецом, уже не были услышаны. Сотни людей вышли на улицы и начали громить магазины и поджигать автомобили. Полиция и армия вынуждены так или иначе реагировать на продолжающийся рост беспорядков, сопровождающихся грабежами и мародерством. В начале мая были арестованы по меньшей мере 600 человек.

Читайте также: Тунисский режим пал. Кто следующий?

"Более четырех месяцев спустя после бегства президента Бен Али Тунис вновь погрузился в "демократическое выздоровление". Начиная с четверга, 5 мая 2011 года, очаги выступлений против существующих порядков отмечены в столице и пригородах, как, впрочем, и в других городах страны", — отмечает Международное французское радио. Начались массовые поджоги полицейских участков и отделений банков в Тунисе. 9 мая Эсебси предупредил, что из-за беспорядков выборы могут быть перенесены.

Последние события свидетельствуют о том, что смута в Тунисе может затянуться, как это случалось не раз в истории революций. Другим признаком нестабильности является частая смена состава кабинета министров, вызванная постоянным недовольством заражающихся революционным настроением масс.

Напомним, что после падения режима Бен-Али в Тунисе произошли довольно существенные изменения спектра политических сил, способных влиять на формирование будущего страны. Аналитики обращают особое внимание на возвращение в страну исламистов, деятельность которых долгое время была под полным запретом.

Датой создания партии исламистов "Ан-Нахда" (Возрождения) считается 1981 год. Период легального существования "Ан-Нахда" длился восемь лет (до 1989 года). Ее лидер Рашед Ганнуши до недавнего времени находился в изгнании в Лондоне. С января 2011 года исламисты уже принимали активное участие в акциях протеста по всей стране.

Мухиеддин Шербиб, один из основателей Комитета в защиту свобод и прав человека в Тунисе, считает, что тунисское исламское движение близко по духу к турецкой Партии справедливости и развития и не представляет собой опасности для демократического движения в Тунисе.

Сегодня вероятность быстрого прихода к власти радикальных исламистов в Тунисе, несмотря на продолжение беспорядков, довольно низка. Пока силы правопорядка сохраняют свою лояльность временному правительству, ситуация может оставаться относительно стабильной (по крайней мере, в ближайшие месяцы). Тем не менее, будущие выборы могут принести партии "Ан-Нахда" значительный успех. Исламисты в Тунисе, как единственная организованная сила, вероятнее всего, получат около 40 процентов.

Банальная истина, к сожалению, заключается в том, что "жасминовая революция" вовсе не означает переход от авторитаризма к демократии в ближайшем будущем. В прошлом столетии революции и военные перевороты на Ближнем Востоке породили авторитарные режимы, установившиеся на годы и десятилетия. Бен Али в Тунисе, Хосни Мубарак в Египте, Муаммар Каддафи в Ливии стали бессменными лидерами, чья легитимность не вызывала сомнений ни в Африке, ни в Америке, ни в Европе.

Оценивая возможные последствия "цветных революций" XXI века в арабском мире, следует учитывать и то обстоятельство, что после падения СССР мир фактически стал однополярным. Тунис и Египет вынуждены будут строить восточную демократию на свой страх и риск, сохраняя относительную лояльность к США и Евросоюзу.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить