Китай проводит качественную модернизацию своей боевой авиации

Крепнущие крылья китайского дракона

КНР активно развивает все виды боевой авиации. На днях там успешно испытали "новый тип бомбардировщика-ракетоносца ВМС НОАК", который осуществил успешные запуски "ракет нового образца", H-6K (глубоко модернизированная версия советского бомбардировщика Ту-16). В перспективе следует ожидать также развития стратегической авиации Китая.

Параллельно Китай ведет успешную разработку беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В связи с этим иностранные военные эксперты опасаются того, что Поднебесная в военном и промышленном отношении уже в ближайшем будущем способна догнать, а впоследствии и перегнать Запад в этой перспективной отрасли аэрокосмической промышленности.

Китай не намерен полагаться на иностранные закупки, поскольку это ставит его в опасную для великой державы зависимость от иностранных производителей.

Так, еще в прошлом году на авиакосмической выставке в Чжухае Китай показал десятки моделей БПЛА. Самым неприятным открытием этой выставки, по мнению бывшего заместителя начальника штаба разведки ВВС США Дэвида Дептулы, стал аппарат WJ-600, заявленный как средство доставки ударных средств для поражения кораблей авианосных групп. Внешне он напоминает американскую крылатую ракету Tomahawk.

А 10 мая нынешнего года Пекин продемонстрировал полет беспилотного вертолета V750, способного нести 80 килограммов полезной нагрузки с продолжительностью полета более четырех часов и при максимальной скорости 161 километр в час.

Сокращение разрыва с Западом достигается Поднебесной путем копирования иностранных БПЛА, а иногда и синтеза с последующим внедрением в производство. По мнению зарубежных военных экспертов, для этого Китай не брезгует и промышленным шпионажем. Причем это касается не только американских и израильских, но и российских БПЛА, которые были созданы, но по разным причинам не пошли в серию.

По оценкам американского аналитика Рона Стернса, благодаря этому создание собственных беспилотных аппаратов обходится Китаю в 2-2,5 раза дешевле, чем США.

И как ожидается, 2011 год станет для Китая знаковым в плане развития его аэрокосмической отрасли. Он готовится ввести в строй свой первый авианосец. Благодаря копированию и запуску в производство истребителя Су-33 он уже имеет собственную палубную авиацию.

Но и это еще не все. На очереди продвижение в сторону создания собственных космических войск. Через несколько месяцев Пекин запустит в эксплуатацию первые компоненты своей орбитальной станции. Речь, в частности, идет о модуле Tiangong-1 и космическом корабле Shenzhou-8. Ожидается, что на орбиту их выведут ракеты-носители Long March 2F. А полное завершение сборки большой космической станции планируется на 2020 год.

Благодаря достижениям китайской науки и промышленности решительно меняется облик боевой авиации Китая. Так, еще совсем недавно китайские ВВС считались третьими в мире по мощи ВВС США и России. Однако теперь уже начинают говорить о том, что в скором будущем мы уступим Китаю второе место.

И до сих пор в военно-техническом отношении Китай проигрывал развитым авиационным державам. Несмотря на огромную численность боевых самолетов, их качество оставляло желать лучшего. В большинстве случаев это были переделки старых советских самолетов. Впрочем, в последние три года Пекин добился выдающихся успехов в преодолении этой проблемы.

Он усвоил ошибку ряда арабских диктаторов, делавших прежде всего ставку на количественные показатели, и сократил численность авиапарка за счет снятия с вооружения устаревших образцов. Сейчас основу истребительной авиации ВВС Китая составляют машины третьего и четвертого поколений.

Прежде это делалось за счет внедрения в производство иностранных разработок и их модернизации. В настоящее время КНР также дорабатывает тактический бомбардировщик H-7. Для замены штурмовика Q-5, на деле являющегося переделкой советского МиГ-19, предназначен JH-7 ("Цзяньхун-7"), заметно превосходящий его по целому ряду показателей.

Принимая во внимание значительные конструктивные недостатки истребителя "Цзянь-8" (глубокая модернизация китайского аналога МиГ-21), китайские авиаконструкторы предложили его глубокую модернизацию J-8II ("Цзянь-8II" и "Цзянь-8D") с более современной бортовой РЛС. На вооружении ВВС Китая имеется до 170 таких самолетов. Правда, пока еще устаревшие "Цзянь-7" (китайская версия МиГ-21) еще не полностью сняты с вооружения.

Слабым местом ВВС Китая американские военные эксперты называли отсутствие современных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). По их мнению, самолет РЭБ Xian HD-6 (Hongzhaji Dian-6), выполненный на основе все того же Ту-16, а также KJ-200 ("Кунцзин-200") и KJ-2000 ("Кунцзин-2000"), выполненные на основе советского самолета ДРЛО и управления А-50, не отвечают в должной мере вызовам времени.

Правда, сами китайцы уверены в обратном. По их собственной оценке, бортовое оборудование KJ-2000 и KJ-200 позволяет значительно повысить обнаружение воздушных целей, в том числе низколетящих и малозаметных. Но в любом случае, как ожидается, в ближайшие годы китайские ВВС получат новые самолеты ДРЛО и РЭБ. Прогресс наблюдается и в плане создания современных вооружений и средств навигации.

Читайте также: На кого точит когти китайский дракон?

В 1988 году Израиль передал КНР комплект технической документации на истребитель LAVI. В китайской версии он выглядит как J-10 ("Цзянь-10"), чей парк насчитывает свыше 120 единиц. По мнению ряда иностранных экспертов, J-10 может противостоять ранним версиям российских МиГ-29 и Су-27, а также имеющихся у Тайваня американских F-16 и французских "Миражей-2000".

Теперь же делается ставка на создание собственной продукции. Наглядным примером тому служат начавшиеся испытания истребителя пятого поколения J-20. Принятие на вооружение этой машины лишний раз подтвердит претензии Китая на роль сверхдержавы, способной бросить вызов США.

Правда, пока до этого еще далеко. И хотя КНР добилась заметного прогресса в развитии собственной военной науки и производственной базы, ее научно-производственная база еще остается слабой, основанной на выпуске полученных разными путями иностранных образцов, в основном, российских. Впрочем, ничего невозможного для стремительно развивающегося Китая нет. Отставание от США он способен преодолеть за 10-20 лет.

В связи с перестройкой китайской боевой авиации меняются и боевые задачи. Так, если в эпоху Мао китайские ВВС прежде всего ориентировались на обеспечение задач ПВО, то теперь они гораздо шире: вплоть до нанесения ударов по удаленным наземным и морским целям за пределами КНР с помощью высокоточного оружия.

Против кого же готовится воевать китайский дракон? Пекин особенно не скрывает, что в рамках стратегии по решению территориальных споров с соседями в первую очередь неприятности грозят Тайваню, который Китай считает своей территорией. Однако китайское руководство учитывает вероятность и американского военного вмешательства. Поэтому в последнее время делается ставка на достижение военного преимущества над США в регионе.

Интересно то, что при китайских ВВС создан центр летной подготовки с красноречивым названием "Агрессор". Примечательно, что условного противника имитируют китайские экипажи на Су-27.

Нельзя не обратить внимание и на то, что модернизация китайской боевой авиации идет опережающими темпами по сравнению с другими видами вооруженных сил. Такой подход обусловлен уроками последних конфликтов и войн. И наращивая свою мощь, Китай руководствуется заповедями великого Сунь Цзы. Одна из них гласит, что надо не полагаться на то, что враг не нападет, а в принципе сделать нападение невозможным.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы пекин
Обсудить