Из-за бездействия местных властей Россия продолжает терять стратегически важные территории на Дальнем Востоке. Речь идет о невыполнении властями Хабаровского края распоряжения Дмитрия Медведева о проведении берегоукрепительных работ в месте слияния реки Уссури и протоки Казакевичева.
Об этом заявил заместитель полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Владимир Пысин после своей поездки в район российско-китайской границы на Большом Уссурийском острове.
Российские пограничники поведали ему о том, что из-за подмыва, вызванного главным образом гидротехническими работами китайской стороны, за минувшие два года неукрепленный российский берег сократился на 30-35 метров. И в последнее время его обрушение лишь ускоряется. Это вызвано тем, кто китайцы укрепляют и наращивают свой берег.
В результате протока Казакевичева сужается, скорость течения усиливается, а незащищенный российский берег обрушивается. В сообщении представительства признается, что "российский берег представляет собой сотни поваленных волной деревьев. Полностью исчезла автомобильная дорога, которая шла вдоль берега. Сегодня на месте дороги ходят пограничные корабли. Под угрозой смыва находится российский пост технического наблюдения за границей".
Вполне символично, что всего каких-то 200 метров остается до часовни мученика воина Виктора, выстроенной в память пограничников, сложивших свои головы при защите наших дальневосточных рубежей.
"Сегодня мы видим, что никакая работа (по укреплению российского берега. — Ред.) не ведется. Министерство финансов РФ заложило средства, однако до сих пор нет проекта: власти Хабаровского края его подготовили, но он не прошел стадию согласования. Это прямая недоработка краевых властей. Здесь должен быть нормальный берег с тяжелым грунтом, камнем, битумом. Это место должно стать нормальным, ухоженным, с нормальной причальной стенкой", — считает Пысин.
А за то время, пока российская сторона бездействовала, китайцы выстроили мост, который соединил материковый Китай с Большим Уссурийским островом. Сейчас они завершают укладку плит вдоль берега, строительство причала и объектов туристической отрасли.
Удивительно, что в 1969 году китайцы положили в боях за остров Даманский тысячи своих солдат, а теперь они получают территории северного соседа без боя. В результате невнимания российской стороны к своим землям граница, проходящая по руслу рек, автоматически смещается.
Сами хабаровчане опасаются, что после соединения отошедшего Пекину острова с основным берегом Китая его граждане с помощью нехитрых работ превратят его в полуостров, а устье Уссури будет находиться уже напротив хабаровской улицы Запарина. Правда, уже в 2008 году, после передачи КНР островов Тарабарова и части Большого Уссурийского, люди, проживающие в одном из главных городов Дальнего Востока, неожиданно стали ощущать себя пограничниками.
И где гарантия, что со временем Китай не станет требовать весь полуостров до нового устья Уссури? Сами дальневосточники сетуют на то, что в договор 2005 года о передаче КНР островов Тарабарова и части Большого Уссурийского мы не включили их предложения, которые бы позволили всего этого избежать.
Речь идет о пункте, исключающем возможность изменения географического местоположения устья реки Уссури, впадающей в Амурскую протоку в районе села Казакевичево, а также ограничивающем ведение китайской стороной в этом районе хозяйственной деятельности, позволяющей безнаказанно подмывать наш берег. Возможности для давления на Китай в этом вопросе у нас были. Достаточно вспомнить его зависимость от наших нефти, газа, угля и т.д. Почему этого не было сделано, остается только гадать.
Впрочем, дело тут не в Китае, а в нас самих. Китайцы, видя, мягко говоря, своеобразное отношение к своей территории на том берегу, не против получить дополнительное жизненное пространство за счет соседей, которым оно, судя по нашей реакции на происходящее, не очень-то и нужно.
Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал эксперт Евгений Хакимуллин, регулярно посещающий российский Дальний Восток и Китай:
"Проблема не в том, что какой-то отдельный чиновник не выполняет указаний центра. Ведь похожая ситуация наблюдается по всему Дальнему Востоку и по всему периметру границы с Китаем. Одной из главных наших бед является наплевательское или даже хищническое отношение к пока еще нашей земле. Еще до глобальных пожаров 2010 года, совершая поездки по Приморью, я был поражен тому, сколько там выгорело леса. Десятки километров сгоревшей территории, до которой нет никому дела. В плане освоения территории наши хозяйственные методы сводятся к показухе в духе потемкинских деревень. Строятся непонятно для чего отдельные объекты без всякой стратегии на будущее, тогда как на том, китайском, берегу мы видим совершенно иной, комплексный, подход к развитию собственной территории. Брошеной бесхозной земли и, тем более, территорий, где бы просто выгорал лес, там нет. Да, в прошлом году там тоже возникали пожары, но их в большинстве случаев очень быстро тушили.
Читайте также: Китай не отказался от российской земли
А пока там, на Дальнем Востоке, — разруха, безработица, особенно вдали от больших городов, работоспособный народ бежит туда, где можно заработать. Например, за время моих поездок по Китаю я поражался тому, сколько наших девушек там работают. Продолжается утечка тех, кто не может приложить свои знания на Родине.
В ближайшие 10-20 лет при таком раскладе мы будем наблюдать дальнейшую деградацию нашей дальневосточной окраины и ее экономическую привязку к Китаю. Уже сейчас она все больше завязана на китайскую промышленность. И если раньше речь шла главным образом о промышленных товарах, то теперь и о продовольствии. И как результат, очень многие дальневосточники, ощущая свою ненужность Москве, все меньше ассоциируют к ней свою принадлежность.
Да и вообще, сейчас уже выросло целое поколение дальневосточников, многие из представителей коего по причине дороговизны авиабилетов никогда не бывали в Москве, зато объездили не только Китай, Южную Корею, но и страны Юго-Восточной Азии, куда слетать намного дешевле, чем в Первопрестольную.
Как объяснить дальневосточникам, к примеру, то, что через реку, на китайской стороне, цены практически на весь спектр товаров и услуг в разы ниже, чем в России и в том же Хабаровске? Не случайно многие наши дальневосточные пенсионеры спасаются от нищеты в Китае.
Следует особо заметить, что по странному совпадению про Дальний Восток наши чиновники вспоминают незадолго до выборов. Хотя им следовало бы почаще выбираться "в поле". Тогда бы, возможно, и не смыло более 30 метров нашего берега".
Как гласит крылатое выражение, "У каждой аварии есть фамилия, имя и должность". Но почему-то никто до сих пор не понес реальной ответственности за срыв того же гособоронзаказа. И кто понесет ответственность за то бездействие, в результате которого мы буквально на глазах теряем свою территорию?
Ведь создается опасная в целом для государства ситуация общей безответственности в духе "да забирайте вы эту Кемскую волость, земли у нас хватает!". И очень хорошо, что еще находятся у нас чиновники вроде Владимира Пысина, способные заявить о проблеме на всю страну, не боясь испортить отношения с местными царьками. Главное, чтобы после всего этого были сделаны реальные, а не бумажные выводы. И если в ближайшие годы мы не изменим своего отношения к себе и своей стране в целом, то у нее очень скоро может найтись другой, более рачительный хозяин.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.