В Европе возрождается Национал-социалистическая партия. Уже в ближайшее время организация с таким названием может быть официально зарегистрирована в Финляндии. Идеология партии очень сильно напоминает то, что хорошо известно во всем мире.
Организация носит финское название Suomen Kansallissosialistinen Työväenpuolue — немного видоизмененный перевод печально знаменитой немецкой аббревиатуры NSDAP. Пока у партии есть только сайт и несколько десятков сторонников в интернете. Но ее руководители рассчитывают, что порог в пять тысяч членов, необходимых для официальной регистрации, будет преодолен.
Председатель Национал-социалистической партии Пекка Луома весьма прозрачно обрисовал цели и задачи своего детища. Главные его идеи — "народ и отечество" и "защита белой расы". В роли главных противников выступают иммигранты — особенно "цветные", то есть выходцы из стран Азии и Африки. По его замыслу, членами партии могут быть только представители коренных народов Финляндии — финны, шведы и саамы. Иностранцам и цыганам в партбилете откажут.
Читайте также: "Истинные финны" бросили ЕС "перчатку"
Идейное сходство с Гитлером партийцев, похоже, совершенно не пугает. "Если какой-либо из руководителей партии захочет стать фюрером, почему бы и нет?" — вопрошает Луома. Ряд программных установок тоже никаких сомнений не вызывает. Это прямой, практически дословный перевод 25 пунктов программы NSDAP. По некоторой информации, в качестве официальной символики предлагалась свастика. Однако такой откровенности местные власти не оценили, потому от этой затеи пока что пришлось отказаться.
Финские национал-социалисты хотели успеть зарегистрироваться еще до 17 апреля, когда в стране прошли парламентские выборы. Но не успели, и потому их ближайшая цель — участие в местных выборах. Не исключено, что такое право они получат. Вопрос о регистрации партии должен быть решен в течение ближайшего месяца.
Как выяснилось, местная полиция безопасности в курсе насчет существования такой организации, но пока оснований вмешиваться не находит. "Мы следим за проявлениями экстремизма и радикальными движениями, будь они политические или религиозные. Нас больше интересует, чтобы не возникло ничего, что могло бы угрожать внутренней безопасности Финляндии", — сказала представитель правоохранительного ведомства.
"Регистрация какого-либо объединения или его превращение в партию — темы, связанные со свободой объединений, этому нельзя противостоять, и это не вызывает опасений. Полиция вмешается, если они войдут в противоречия с законом. Я не могу пока сказать, занимался ли кто-то текстами в интернете и есть ли там что-то такое, чем стоило бы заниматься", — добавила представитель полиции безопасности.
В то же время в регистрационном центре Финляндии пояснили, что национал-социалистам все-таки пришлось изменить некоторые документы. "При подаче регистрационных документов партии были изменены открыто расистские лозунги, а также видоизменено немецкое название партии. В такой форме организация годится для регистрации", — пояснили в ведомстве. О том же говорят и в МИДе страны: "Мы не нашли там никаких фашистских черт".
Заявления финских чиновников выглядят довольно неуклюже. Отыскать сходство между новоявленными национал-социалистами в Стране тысячи озер и идеологией германских нацистов не составляет труда. Здесь впору поставить вопрос ребром: а не становится ли Финляндия второй Эстонией, где парады эсэсовцев при полнойподдержке властей стали делом обыденным?
Исторический фон для реваншизма в самых радикальных проявлениях в Финляндии есть. В результате советско-финской войны 1939-1940 годов страна потеряла Карельский перешеек с Выборгом, часть Карелии и выход к Баренцеву морю. Затем, вступив в союз с Гитлером, финны до 1944 года вернули утраченное, после чего потеряли его окончательно. Но некоторым в стране не дают покоя эти потери. Ряд организаций, вроде ProKarelia, открыто ставят вопрос о пересмотре границ.
Председатель Антифашистского комитета Финляндии Йохан Бекман в интервью "Правде.Ру" обратил внимание на некоторые тревожные тенденции, существующие в его стране.
"Представители правящей Коалиционной партии уже проговаривались о том, что "у нас с Россией и раньше были столкновения". Это можно расценивать как проявления реваншистских настроений. Чего уж говорить о том, что сама президент Тарья Халонен заявляет о том, что ее страна "не состояла в союзе с Гитлером", — подчеркнул он.
По словам Бекмана, финские власти давно уже попустительствуют ультраправым. "Националисты надеются, что, войдя в НАТО, получат его заступничество и вернут с его помощью потерянные ранее территории от Финского залива до Баренцева моря. Самые радикальные из них выпустили книгу со стратегией действий после того, как эти территории отойдут Финляндии. Там изложен план этнических чисток русского населения. И никто не спешит привлекать их за подобные вещи к ответственности, что весьма показательно для финских властей, представители которых явно настроились на реваншизм", — отметил он.
Собственно говоря, одна радикально-националистическая партия "Истинные финны" в стране уже есть. Ее не просто никто не запрещает — на недавних парламентских выборах онаполучила 19 процентов голосов. В ее программе также есть и антииммигрантские, и реваншистские в адрес России нотки. Правда, пункты программы Гитлера они все же не перепевали и расовых теорий не строили.
Как видно из результатов "Истинных финнов", потребность в ультраправой идеологии в Финляндии достаточно сильна. И нельзя исключать, что власти не потворствуют национал-социалистам, а элементарно боятся роста популярности ультраправых. Гонимых, как известно, везде любят и везде жалеют, так что лучше не создавать им заранее ореол мучеников.
Действительно ли Финляндия взяла курс на реванш? Не факт. Ни одно финское официальное лицо до сих пор не выступало ни с расовыми теориями, ни с открытыми территориальными претензиями к России. Однако факт появления Национал-социалистической партии в зажиточной стране Европы не беспокоить не может.
Впрочем, объяснение тому, что среди простых финнов появилась потребность в создании столь радикальной организации, есть. Это тот самый иммигрантский вопрос. Да, итальянский остров Лампедуза, где осели тысячи беженцев из Северной Африки, от Финляндии далеко. Но где гарантия, что через открытые границы никто не доберется до Хельсинки или Турку? В соседних Швеции и Норвегии, где иммигрантов больше, они уже создают полиции немало хлопот.
А нынешние финские власти и особенно органы ЕС практически ничего не делают для того, чтобы поток иммигрантов из Северной Африки остановить. В результате настроения в обществе становятся все радикальнее. И Финляндия (да и не только она одна) в один нехороший день рискует оказаться у опасной черты, когда народ доверит решение иммигрантского вопроса откровенным нацистам.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.