Интеллигенция Узбекистана негодует по поводу "возмутительного, однобокого и тенденциозного фильма "Без России", показанного 24 апреля российским телевидением и посвященного жизни этнических русских в этой стране.
Показанные в этом сюжете русские жалуются на жизнь, свидетельствуют о сокращении количества русских школ, об устранении русских названий из городской топонимики и о том, что "русские постепенно исчезают из этой республики, вымывается память о некогда общей истории".
Можно было бы и не заметить гневной реакции из Узбекистана, но данное обращение появилось не на каком-то националистическом форуме, а на сайте Академии художеств. Узбекские академики уверены, что российские журналисты специально подобрали каких-то особых людей, которые-де и выдали гнусный пасквиль на процветающую на узбекской территории дружбу народов.
Они считают, что создателям фильма следовало взять комментарии у представителей различных социальных слоев, чтобы сюжет получился адекватным. "Есть очень много достойных представителей русского и русскоязычного населения, которые прожили в Узбекистане всю жизнь, пользуются большим уважением и авторитетом", — так говорится в письме.
Впрочем, видимо, реакция на произошедшее нашла отражение не только у деятелей культуры, поскольку, по данным информационного агентства "Фергана", к некоторым фигурантам фильма, в частности, к ташкентским правозащитникам, наведались группы неизвестных людей, настроенных явно не на ведение академических споров. Эти субъекты пытались вломиться в квартиры к правозащитникам, угрожая им и обвиняя их в "оскорблении Узбекистана".
Как же обстоит ситуация на самом деле? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказаларуководитель отдела диаспоры Института стран СНГ Александра Докучаева:
— Я видела тот ролик, который вызвал такую неоднозначную реакцию в Узбекистане, и я не могу сказать, что показанное там является неправдой. Во-первых, разве не убирают и не переносят узбекские власти памятники советской и дореволюционной эпохи? Это факт, не требующий лишнего доказательства. Возьмите Ташкент, из центра которого убрали практически все монументы Великой Отечественной войны.
Читайте также: Антироссийский реванш в Узбекистане
Что касается заявлений отдельных людей в этом фильме, то, возможно, есть и иные настроения. Вероятно, кто-то из русских доволен своим нынешним положением в этой стране. Однако те, кто жаловался на узбекскую действительность, люди реальные, и они явно отражают настроения по крайней мере части общества и являются его срезом.
Причем многие из тех, кто мог бы рассказать правду о положении русских в этой стране, явно не стали светиться из опасений за последствия. Те, кто по каким-то причинам не может покинуть Узбекистан, предпочитают молчать, чтобы не сделать хуже себе и своим близким.
Я говорю это, поскольку знаю ситуацию не понаслышке. Порой задаваемые русскоязычным жителям Узбекистана при исследованиях вопросы бывали такими, что они отказывались на них отвечать из опасений за собственную безопасность и в результате опросы срывались.
В частности, люди предпочитают вообще не обсуждать политическую ситуацию в стране и не давать какой бы то ни было оценки действиям ее руководства вообще и Каримова в частности. Более того, подчас нам не удавалось даже получить от узбекских властей разрешения на проведение опросов, касающихся положения русских, как это было в 2006 году. Так что в этом отношении Узбекистан действительно является закрытой страной.
— Что же хотят доказать своим протестным письмом узбекские академики?
— Кому же приятна правда? Особенно когда изложенные факты затрагивают международные отношения. Поэтому в определенном смысле это является попыткой ведения контрпропаганды.
— То есть русские в Узбекистане испытывают реальный прессинг?
— Да, он ощущается. Но нельзя сказать, что власти осуществляют целенаправленный нажим именно на русских. Просто в Узбекистане идет процесс строительства национального государства в том виде, в каком видит его местное руководство. Однако справедливости ради надо сказать, что оно очень строго следит за тем, чтобы в республике не возникало межнациональных конфликтов. И прямой антирусской агитации там по этой причине нет. Зато мы наблюдаем курс на стирание истории, в которой говорилось о прежних тесных связях Узбекистана с Россией.
— Каково будущее у русской общины Узбекистана?
— При нынешнем положении она будет размываться. Узбекистан строит свою государственность, исходя из национальных принципов и поэтому условия для развития русского языка в стране очень сложные. Он постепенно все больше уходит из обращения. Достаточно обратиться к такому факту, что среди узбекских гастарбайтеров, приезжающих на работу в Россию, все больше становится тех, кто не говорит по-русски.
Если же вернуться к русским, то в этой стране у них один путь: ассимиляция коренными жителями. Как альтернатива — только уехать. Правда, по большей части те, кто мог, уже уехали.
Читайте также: Почему Узбекистан ограничил выезд россиян?
— А что им мешает покинуть Узбекистан?
— Просто на самом деле осуществить это очень трудно. Ведь что касается России, то да, у нас есть Программа переселения соотечественников, но за те годы, пока она действует, ею воспользовались, по сути, единицы. Данная программа ведь мало что дает.
Во-первых, когда мы говорим о переселении, то надо понимать, что в первую очередь, люди нуждаются в жилье. Программа его предоставления не гарантирует, как не гарантирует быстрого предоставления гражданства и трудоустройства.
Вы скажете, могли бы продать жилье, скажем в Ташкенте, и купить что-то на эти деньги в России. Но это невозможно. Цены на недвижимость в Узбекистане в разы ниже, чем даже в районных российских городах.
Что касается молодежи, то она старается всеми правдами и неправдами уехать на учебу за границу и осесть там. Однако самое тяжелое положение у одиноких стариков, которым просто некуда деваться.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.