Не утихают выступления против сирийского президента Башара Асада. Счет погибшим идет уже на многие сотни. Сам глава Сирии называет происходящее исламистским мятежом и пытается обуздать его с помощью "кнута" и "пряника". "Кнут" проявляется в том, что его силовики активно подавляют выступление, применяя огнестрельное оружие. "Пряник" выражается в отмене 21 апреля действовавшего с 1963 года режима чрезвычайного положения, а также в смене руководства города Хомс, где происходят наиболее мощные выступления.
Однако пока оппозиция не намерена складывать оружие. По словам известного сирийского оппозиционера Хейсама аль-Малиха, указ Башара Асада об отмене ЧП является фикцией, поскольку это не предусматривает введения независимой судебной системы и никоим образом не ограничивает произвол спецслужб.
И очевидно, это не только сугубо его личное мнение. Более того, создается впечатление, что никакими уступками Башару Асаду не удастся задобрить оппозицию. Кое-кто из ее представителей вроде Муляза Омрана открыто говорит о том, что "сирийский народ полностью потерял доверие к власти".
Что же все-таки происходит в Сирии и чем обусловлены метания Асада из крайности в крайность? На этот и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:
— Как раз особых метаний я не вижу. Как известно, обещать — еще не значит жениться. Также и в случае с чрезвычайным положением. На словах отменили, однако это не повлияло на активность силовиков Асада. Как раз он пытается подавить своих противников.
Что касается действий Асада, в том числе обещания относительно проведения реформ, то сирийский президент просто пытается избежать негативного развития ситуации в худшем виде. Примеры Мубарака и Хусейна у него перед глазами.
— Кому выгодно свержение Асада?
— В первую очередь, исламистам. Их руками по нему наносят удар саудовцы. Тем самым они благодарят за происходящее в Ливане и бьют по Ирану. Ведь, по сути, Сирия является единственным союзником последнего. Немалую роль в подобном развитии событий играет и Турция, которая в довольно строгой манере заявила о том, что не надо силой давить выступления. Что и неудивительно, поскольку нынешние представители турецких властей сами являются пусть и сравнительно умеренными, но все же исламистами. И защита подобных элементов в Сирии сейчас на руку Анкаре.
— Но ведь Асад брал деньги, в том числе, у Саудовской Аравии. Какой смысл последней устраивать в Сирии беспорядки, если и так в определенной степени Дамаск находился под ее влиянием?
— Это влияние не было больше иранского. Ведь Иран давал ему не меньшие деньги, чем саудовцы. У Асада была довольно непростая ситуация, ведь в отличие от многих арабских стран Сирия лишена крупных запасов нефти и газа. Но жить на что-то надо, вот Асад и брал деньги у двух совершенно разных клиентов. Так что желание одновременно сосать двух маток его во многом и подвело. Ему хотелось играть роль умного теляти, но теперь проблемы не только с "молоком", а как бы его эти враждующие между собой матки не затоптали. А что касается такого не очень-то хорошего поведения по отношению к разным кредиторам, то тут какой с Асада спрос? Как известно, араба нельзя купить, а можно только арендовать.
Читайте также: К демократии в Иране через свержение Асада
— Какова роль Запада в этих событиях?
— Как я уже говорил выше, иностранный фактор играет в этих событиях весьма большое значение. Однако, скажем, роль Америки здесь просматривается слабо. Куда большее значение имеют действия тех же французов. Дело в том, что для них Сирия является бывшей колонией, входящей в зону их интересов. И Франция особенно лезет в такие уголки. Разумеется, она пытается соперничать по влиянию в разных странах, особенно в своих бывших колониях, со Штатами. Но в этом случае общая роль Запада в событиях вырисовывается через действия их союзников в Персидском заливе. Если США нередко осуществляют свое влияние через Саудовскую Аравию, то Франция — через Катар.
— Насколько устойчив режим Асада?
— Пока он достаточно устойчив. Силовики, особенно армия, за него. И это главное. Они многочисленные, прикормленные им, и, по всей видимости, они будут стоять за него до конца.
— Но у него имеются серьезные слабые места вроде курдской или друзской проблемы?
— Что касается курдов, то их возможности для борьбы против Асада весьма ограничены. Во-первых, их не любят все остальные жители Сирии. Во-вторых, большая часть из них в последнее время получила гражданство. Остается около 100 тысяч человек, его не имеющих и подвергающихся разного рода гонениям, но они не определяют погоды.
Что касается друзов, то, разумеется, среди них, особенно ливанских, есть просирийская и произраильская партии. Как Израиль, так и Сирия их активно обрабатывают на предмет влияния. Если говорить о первом, то друзы там даже находятся отчасти на привилегированном положении. Из них там состоят целые бригады спецназа, взять хотя бы ту же "Галани".
Однако все-таки большинство сирийских друзов, хотя и не имеют особого повода для любви к Асаду, выжидают подходящей ситуации, наблюдая за ее развитием. Их лидеры понимают, что если его сейчас скинуть, то можно нажить массу проблем.
Если брать другие категории, например, тех же алавитов или христиан, а также более мелкие, нежели курды, национальные меньшинства, то они поддерживают нынешний режим. Ведь если придут исламисты, то тогда их будут давить по-настоящему.
— Но можно ли исключить падение Асада? Что в таком случае ожидает Сирию?
— Ни одна страна арабского мира сейчас не гарантирована от смены политических режимов. Недовольство, равно как и соответствующие выступления, имеются везде. Если падет режим Асада, то Сирию в этом случае ожидает дробление по национально-религиозному принципу.
Участь же меньшинств будет, мягко говоря, грустной, поскольку отношение к ним исламистов известное. Особенно несладко будет христианам. Вспомните, что было в Палестине до прихода к власти ХАМАС. Ну и где теперь та многочисленная христианская община?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.