На Кубе проходит первый за 14 лет съезд правящей Компартии. Его открыло выступление фактического руководителя страны Рауля Кастро, в котором тот заявил о серьезных грядущих изменениях. Правда, как заверил лидер, "на Кубе, при социализме, никогда не будет "шоковой терапии" и "революция никого не оставит без поддержки".
Рауль Кастро намерен отказаться от карточной системы, при которой, по его выражению, "прожили два поколения кубинцев", но которая превратилась в "неподъемный груз для экономики страны". Правда, кубинский лидер подчеркнул, что это не произойдет сразу, без существенного увеличения производства продуктов питания. Кроме того, население должно подготовиться к новым реалиям.
Однако изменения гораздо шире простого отказа от карточек. По словам Рауля Кастро, в настоящее время готовится несколько законопроектов, которые заметно изменят кубинскую экономическую модель. Речь идет о расширении частного сектора, который должен стать "фактором, способствующим развитию социализма на Кубе".
Поэтому отныне на Кубе можно будет покупать и продавать жилье и автомобили, брать кредиты в государственных банках работникам негосударственного сектора для развития своего бизнеса. Ведь теперь открытие собственной парикмахерской или ресторана не только не перестает быть подсудным делом, но и поощряется государством финансово.
Еще одно предложение Кастро — произвести децентрализацию экономики, которая должна проходить "при соблюдении порядка и дисциплины и с участием трудящихся". Причем, по словам команданте, "главенствующую роль будет играть планирование как социалистическая черта управления. В ней не будут игнорироваться тенденции, присутствующие на рынке, что внесет вклад в гибкость и постоянную актуализацию плана".
Также ожидается, что кардинальной перестройке подвергнется и политическая система. "Мы пришли к решению, что в наших интересах ограничить пребывание высших должностных лиц у власти до двух последовательных сроков длиной в пять лет", — сказал Рауль Кастро. То есть, будущие руководители Кубы будут править островом не более десяти лет.
Эти громкие заявления не остались без внимания широкой общественности. Правда, оценки выступления Рауля Кастро разные. От мнения, что официальная Гавана намерена провести "НЭП по-кубински" до возможности постепенного демонтажа "неэффективного социализма" и перехода на капиталистические рельсы.
Читайте также: Фидель уходит от дел. Что будет с Кубой?
Свою позицию относительно происходящих на Кубе изменений в интервью "Правде.Ру" высказал директор Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман:
— Это не демонтаж социалистической системы, а попытка спасения социализма за счет ликвидации слабых мест в кубинском политическом устройстве и экономике. В этой связи кубинские власти действительно задумали осуществление глубокой комплексной реформы, суть которой сводится к отказу от тотального доминирования государственного сектора. Иными словами, официальная Гавана намерена отказаться от постулата 1968 года, согласно которому частному бизнесу не было места на Острове Свободы.
— Однако именно это обстоятельство используется как доказательство того, что Рауль решился на "Перестройку" в кубинском варианте…
— Это вовсе не означает того, что Куба пойдет по российскому пути. Отказ от доминирования государственного сектора вовсе не значит, что от социалистической модели отказались. Напротив, нынешнее кубинское руководство планирует за счет реформ ее модернизировать с учетом мирового опыта. Не случайно Рауль заострил внимание на том, что "шоковой терапии" ожидать не следует. А это означает, что и приватизации госсектора не будет.
— А что будет в итоге?
— Государственный сектор будет заметно сокращен: только в этом году, согласно имеющимся планам, из него будут уволены около полумиллиона кубинцев, которые, как ожидается, будут востребованы в частном секторе. Частный же бизнес будет, по сути, создаваться с нуля. Речь идет о малом и среднем бизнесе. Просто желающие открыть свое дело получат государственную помощь. Однако ключевые отрасли экономики останутся в руках государства.
— Удастся ли Острову Свободы освободиться от карточек?
— Этот процесс уже идет. Еще несколько лет назад стал появляться в открытой продаже хлеб. Хотя процесс этот происходит постепенно. Ведь в один момент отказаться от карточек, по которым страна жила десятилетия, невозможно. И год от года объемы продаваемого на рынке хлеба только увеличиваются. Это наблюдается и в отношении других продуктов питания и товаров. Например, в прошлом году зубная паста и мыло уже имелись в свободной продаже. На очереди сахар. Уже сейчас его можно получать по карточкам больше, чем раньше, и не за горами тот день, когда от карточной системы откажутся вовсе.
— Какие изменения ожидаются в сфере недвижимости?
— Здесь будет продолжен наметившийся еще в конце 2008 года курс на сдачу земель в аренду. Речь в данном случае идет о позитивных изменениях именно в сельском хозяйстве. Теперь можно арендовать сельскохозяйственные земли на срок десять лет с пролонгацией еще на десять лет. И эти меры уже начинают давать эффект. В частности, менее чем за три года в стране отданы в аренду 1,8 миллиона гектаров, и там уже ведутся соответствующие работы. Причем в собственность такие земли пока передавать не планируется, чтобы избежать их скупки крупными владельцами, от чего нередко страдают другие страны региона.
— Насколько далеко готов пойти Рауль Кастро? Ведь похожую, но неудачную попытку в начале 1990-х годов уже сделал его брат Фидель…
— В Гаване уже долгие годы вынашивали планы реформирования страны. Но тогда еще власти действовали с оглядкой, опасаясь негативных последствий, сопровождавших российские реформы. Сейчас механизм уже запущен, и серьезного пересмотра планов кубинского руководства не будет. О том, насколько изменилась ситуация менее чем за 20 лет, говорят следующие цифры: если в начале 1990-х годов было выдано всего 168 тысяч разрешительных лицензий на ведение бизнеса, то сейчас, менее чем за полгода, — почти 200 тысяч.
— Какой в итоге получается кубинская модель?
— Это социалистическая модель, но более мягкая, чем сейчас. По сути, если смотреть упрощенно, то условно Куба отказывается от жесткой советской системы в пользу подобия венгерской или югославской модели 1980-х годов, а если быть точнее, то вьетнамской или китайской. Кубинское руководство затратило немало времени на то, чтобы изучить наиболее подходящую схему для коренных изменений, и остановилось на тех моделях, которые были применены во Вьетнаме и в Китае. Об этом открыто говорится в кубинской печати: "Они (вьетнамцы и китайцы) не побоялись либерализации, и мы этого тоже не боимся, поскольку этот процесс будет поставлен под контроль. А с учетом наших условий мы можем провести ее еще и лучше".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.