Египетская оппозиция вынуждает нынешние власти страны провести расследование деятельности свергнутого президента Хусни Мубарака. 13 апреля стало известно о том, что египетский генпрокурор официально вызвал Мубарака и его семью в суд для дачи показаний.
Напомним, что у оппозиции к Мубараку накопилось много вопросов, касающихся репрессий против манифестантов и его финансового состояния. Однако до последнего времени взявшие власть военные не проявляли особого рвения к организации следствия.
Но теперь им, возможно, придется изменить столь странную на первый взгляд позицию. Напомним, что в ночь с 8 на 9 апреля военные жестко подавили акцию протеста на площади Тахрир, убив двоих и ранив десятки манифестантов.
Почему же народ вновь стал выходить на улицу? Дело в том, что с момента свержения Мубарака минуло два месяца, однако реальных изменений в жизни простого народа не наступило.
Взявшие власть военные добились пересмотра Конституции. В настоящий момент страну контролирует Верховный совет вооруженных сил во главе с генералом Мохаммедом Хусейном Тантави.
Правда, Мубарака не только не казнили, как того требовали демонстранты, но даже не судили, что не может не вызывать гнева простых египтян, обвиняющих "президента-вора" в том, что это он виноват в их бедах. И если два месяца назад демонстранты скандировали на площади Тахрир лозунг "Долой Мубарака", то теперь они требуют "Долой Тантави".
Сейчас египетское общество расколото на тех, кто готов продолжать акции протеста, и тех, кто призывает немного подождать, пока военные соберутся с реформами. Последние указывают на то, что экономическое положение страны продолжает ухудшаться, поскольку новая вспышка насилия явно не прибавила иностранным туристам желания ехать сюда на отдых. И пока туристическая отрасль, приносившая стране многомиллиардные прибыли, продолжает считать убытки, молодежь страны задается вопросом: "Чем Тантави лучше Мубарака?"
Впрочем, другие возмущаются произволом военных. Они обвиняют их в "подлом нападении под покровом ночи на ни в чем не повинных людей" и задаются вопросом: "За что? За то, что те просили демократии?"
По их мнению, на военных необходимо постоянно давить, чтобы они не забывали своих обещаний изменить жизнь людей к лучшему. Сторонники продолжения говорят: "Нужно напоминать им о том, что мы можем снова вывести народ на улицы". Иными словами, напоминать о том, что пора покончить с эрой Мубарака и… с ним самим.
Следует заметить, что сейчас против Мубарака начинают выдвигать и довольно странные обвинения. Так, итальянская газета La Repubblica утверждает, что, согласно добытым демонстрантами в здании разгромленной оппозицией спецслужбы Amn al-Daula документам, "за терактом 2005 года в Шарм-эль-Шейхе стоял Мубарак".
Напомним, что прогремевшие 23 июля 2005 года три взрыва унесли жизни 88 человек, многие из которых были иностранными туристами. Но стал бы Мубарак хранить на себя такой компромат? И к чему ему было собственными руками губить туризм, приносивший его стране и ему огромные прибыли?
Однако куда более значимым может быть следствие по причастности режима Мубарака к репрессиям против христиан-коптов, в которых он обвинял исламистов. Те в большинстве случаев эти обвинения отрицают, указывая на то, что они объединились с коптами в борьбе против его тирании.
А что же сам Мубарак? Последние два месяца он вообще крайне редко открывал рот. После того как произошли новые волнения, когда протестующие требовали над ним суда, он впервые обратился к народу. Его речь 10 апреля 2011 года транслировал канал "Аль-Арабийя": "Мое достоинство и репутацию, а также достоинство и репутацию моей семьи пытаются разрушить с помощью лживой, клеветнической и оскорбительной кампании". По словам свергнутого президента, звучащие в их адрес обвинения в коррупции являются ложью.
Однако его прежние западные покровители так не считают. Да и сам Мубарак явно не подходил на роль бессребреника. СМИ США и стран Евросоюза спорят, сколько именно и каким образом Мубарак украл у собственного народа. Однако в любом случае суммы называются астрономические — от 40 до 70 миллиардов долларов. Западные журналисты уверены в том, что значительная часть этих денег была нажита в результате получения "откатов" и даже взяток.
Читайте также: Грозные перспективы революции в Египте
Нельзя исключать и того, что крупные "откаты" он получал не только от египетских олигархов, но и от США, а также Израиля. Речь идет о выгодных для них политических решениях, вроде участия Египта в войне 1991 года против Саддама Хусейна или подавления антиизраильских группировок.
По крайней мере, Вашингтон признал, что за участие в "Буре в пустыне" Египту простили 14 миллиардов долларов внешнего долга. И кто может поручиться за то, что за принятие выгодных Западу и Израилю решений славящийся своей коррумпированностью режим Мубарака не извлек личных выгод?
Правда, даже при самом объективном расследовании установить, какая часть состояния Мубарака была нажита преступным путем, представляется весьма сложным делом, поскольку у него был и вполне легальный бизнес.
Но станут ли новые власти проводить детальное расследование его деятельности? Дело в том, что пока произошедшие изменения ни в коем случае революцией назвать нельзя. Пока что они напоминают попытку переворота, ведь, по сути, власть перешла к его ближайшим подельникам.
И разве можно себе представить ситуацию, при которой Мубарак обогащался сам, не подпуская к кормушке тех, на кого опирался? Сомнительно. Поэтому откровения свергнутого президента им явно ни к чему. В положении Тантави было бы вполне ожидаемым подождать того момента, пока престарелый Мубарак, страдающий букетом заболеваний, не отправится в мир иной.
Но и в этом случае хунта не гарантирована от неприятных вопросов, поскольку есть еще два сына Мубарака. И, несомненно, тот же Гамаль Мубарак, которого называли преемником своего отца, несомненно, в курсе многих его финансовых операций.
В любом случае беспристрастного следствия над "семьей" можно ожидать лишь в том случае, если от него будут отодвинуты военные. Ведь передача им власти изначально противоречила египетской конституции, поскольку в таком случае власть должна была перейти к председателю парламента. Существует много вопросов относительно того, станут ли военные делиться властью с гражданскими. В том числе и с властью судебной.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.