Португалия недавно обратилась к Евросоюзу с просьбой оказать ей финансовую помощь для рефинансирования долгов. Брюссель с готовностью согласился разработать план "спасения" страны. Но спасать он будет вовсе не Португалию, а банковскую систему ЕС и евро от дефолта.
Страну сотрясают забастовки и протесты, вызванные безработицей. На плаву держится только Мадейра, имеющая политическую автономию, статус свободной экономической зоны и немалые доходы от туризма. Но она не горит желанием помочь "большой земле".
Общая задолженность Португалии составляет 83 процента от ВВП (около 163 миллиардов евро в 2009 году) и по прогнозам достигнет 93 процентов в текущем году. При таком соотношении банки отказываются рефинансировать долговые обязательства страны.
Апрельские и майские платежи (около 10 миллиардов евро) в счет погашения и обслуживания долга Португалия еще заплатит, а вот июньские (4,9) уже нет. Португальцам надо продержаться до новых выборов, поскольку нелегитимные правительство и парламент не могут разрабатывать и проводить долгосрочные антикризисные меры.
Читайте также: Португалия: последний шаг к дефолту
Португальцы придумывают разные уловки, чтобы оттянуть свое "спасение". Поэтому они попросили выделить им однократный промежуточный заем и очень надеялись на лобби соотечественника и, по совместительству, председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, занимавшего пост португальского премьера перед своим переездом в Брюссель. Но тот поспешил откреститься от соотечественников. "Не знаю, о чем вы говорите", — прокомментировал он желание Португалии получить промежуточный заем.
Лазейка, судя по всему, не устроит Евросоюз, который имеет четкие правила и механизмы обеспечения устойчивого евро. Так, займы Греции и Ирландии предоставлялись под 5,5 процента годовых на срок в среднем на 7,5 лет. Что-то похожее наверняка предложат и Португалии, которой нужно 90 миллиардов евро.
Но что на самом деле спасает ЕС, когда "заставляет" правительства просить финансовую помощь? Подразумевается, что речь идет об огромной государственной задолженности страны-члена Евросоюза, которая препятствует или затрудняет оплату по ее долговым обязательствам.
Однако при этом в отношении причин, проблем и последствий операции по "спасению" Евросоюз лукавит. Речь идет не о спасении страны, экономика которой развалена настолько, что не обеспечивает доходность бюджета для обслуживания долга, а о ее дальнейшем уничтожении как экономически самостоятельного государства.
Обман начинается с посыла, что эта государственная задолженность получена в результате чрезмерного роста расходов в стране-"неудачнике", что заставило ее прибегнуть к кредитам, громоздким для урегулирования долгов. Второе ложное утверждение следует из предыдущего: для того, чтобы "спасение" было результативным, необходимо следовать полезным советам, которые устранят причину кризиса. То есть всячески сокращать расходы. При этом утверждается, что в результате реализации этих мер, будут достигнуты рост производства и рабочих мест, благодаря чему экономика страны вернется в прежнее продуктивное русло.
Но этот вывод опровергает опыт Латинской Америки, где подобные планы стали проводиться в жизнь с 80-х годов прошлого века. Они заканчивались прямо противоположным эффектом. Кроме того, кризис платежеспособности в Португалии возник совсем не в результате того, что государство много занимало дляобеспечения государственных расходов, а в результате мирового кризиса, спровоцированного американскими банками, и навязывания ответных мер на него.
Португальское правительство последовало рекомендациям Брюсселя и давлению собственных финансовых кругов. Были национализированы несколько крупных банков и поддержана ликвидность других, на что были потрачены миллиарды евро (только в 2008 году — около четырех миллиардов).
Но не только и не столько мировой кризис выявил проблемы в обеспечении доходной части бюджета. В стагнации виноваты правительства Португалии, проводившие политику неолиберализма, разрушившую исконно португальские сектора экономики — экспортную промышленность (рыбную, горноперерабатывающую) и сельское хозяйство. Это ограничило источники дохода, сами по себе и до этого не очень обильные.
Ставка была сделана на крупные олигархические группы, которые вынудили эти же правительства продавать свои лучшие производственные активы иностранному капиталу, инвестирующему в спекулятивные недвижимость и банковский сектор. И налог от прибыли они платили не в Португалии, а по месту регистрации — чаще всего в Германии, Испании и Франции.
Именно неолиберальная политика ЕС создала для страны тот "корсет" ("ваше дело — туризм"), в рамках которого росла безработица и бедность, и эти проблемы тщательно скрывались местными СМИ, находящимися в руках тех же иностранных олигархических структур. Кризис и чрезвычайные меры по спасению банков совпали по времени с самым крупным спадом в доходах. Коллапс стал неизбежен.
Что же ждет Португалию? Финансовые учреждения ЕС и МВФ, которые предоставят "спасительный" кредит, навяжут ей свой план сокращения государственных расходов, гораздо более жесткий, чем отклоненный недавно парламентом. Он обозначит более высокие налоги, ликвидацию налоговых льгот, сокращение социальных льгот, таких как пенсии, давление с целью сократить число государственных служащих, прекращение услуг, реструктуризацию сектора государственного предприятия.
Кредит не станет спасением для Португалии, поскольку деньги будут направлены не на развитие базовых отраслей, а на погашение долгов. Политика сокращения расходов, заработной платы приведет к снижению спроса, инвестиций и внутреннего потребления, следовательно, вызовет не процветание экономики, а меньшую активность и сокращение рабочих мест.
"Португалия — прислуга у стола господ из ЕС", — так образно охарактеризовал ситуацию первый после свержения диктатуры Антониу Салазара президент страны Мариу Соариш. По его мнению, олигархические группы и банки, прежде всего немецкие и французские, будут за счет простых налогоплательщиков покрывать свои долги, накопленные в результате спекулятивных сделок.
"В Европе нарастает недовольство, вызванное доминированием Ангелы Меркель, которая действует под диктат немецких банков. Европа управляется консервативными и ультраконсервативными партиями, и если не создать новой модели развития, то Евросоюз придет в упадок", — сказал Соариш в интервью испанской El Pais.
Ситуация и сейчас вовсе не безвыходная. Очевидным решением этой проблемы, как и других подобных, была бы реструктуризация долга. Но ее невозможно будет провести до июня 2013 года, когда покупать долги государств смогут частные лица.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.