Волна нестабильности затронула и одно из богатейших государств мира — Кувейт. В конце марта по стране прокатились массовые протесты со стороны местных шиитов, требовавших от властей проведения реформ.
Реакция властей последовала незамедлительно: кувейтский эмир отправил в отставку правительство и объявил о том, что реформы будут. Но можно ли назвать таковыми простое повышение пособий и пенсий (до 700 долларов не имеющим семьи и до 1200 семейным). Каждый из граждан Кувейта также получил по 3500 долларов и право бесплатно получать еду на протяжении ближайших 14 месяцев. Разумеется, не забыли и силовиков, зарплаты которых были увеличены в два раза.
И вслед за этим резко обострились ирано-кувейтские отношения. Власти эмирата обвинили в провоцировании беспорядков Тегеран. 31 марта МИД Кувейта отозвал посла из Ирана и заявил о высылке трех иранских дипломатов, якобы создавших шпионскую сеть в этой стране.
Кроме того, суд Кувейта впервые с 2009 года вынес смертный приговор троим подсудимым, признанным виновными в шпионаже в пользу Ирана. Среди них якобы два подданных Исламской Республики.
Одновременно эмират предупредил о том, что не потерпит более вмешательства в свои дела. Министр иностранных дел Кувейта Мухаммад ас-Сабах предупредил, что власти эмирата вышлют любого иранского дипломата, заподозренного в причастности к шпионской деятельности.
Кувейтская газета Al-Seyassah пишет, что в случае реализации иранского заговора Иран смог бы изменить баланс сил в регионе. Ссылаясь на информированные источники, газета утверждает, что якобы Тегеран планировал усилить беспорядки за счет подпитки шиитов, раздувая их "геноцид", после чего под предлогом защиты шиитского населения Бахрейна начал бы оккупацию принадлежащих Кувейту островов в Персидском заливе силами Корпуса стражей Исламской революции.
Но этого кувейтским властям показалось недостаточно: 4 апреля на экстренную встречу собрался Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, который осудил "вопиющее вмешательство Ирана в Кувейте".
Глава МИД ОАЭ шейх Абдалла бин Заид аль-Нахьян настоятельно рекомендовал Ирану как следует изучить устав Совета по сотрудничеству прежде, чем вмешиваться в дела этих государств. Иными словами, он открыто намекнул на то, что за Кувейт вступятся остальные нефтяные монархии Персидского залива. Напомним, что в Совет по сотрудничеству входят Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Оман.
Однако иранские власти решительно отметают подобные обвинения. Так, верховный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи заявил, что "арабская весна народов" стала следствием революции в Иране 1978-1979 годов. По его словам, Исламская революция и дальнейшее "сопротивление" народа Ирана вдохновило на борьбу население других стран региона.
А пресс-секретарь МИД Ирана Рамин Мехманпараст подчеркнул, что ни о каком заговоре не пришлось бы вести речь, если бы власти стран Персидского залива "прислушались к требованиям своих граждан".
И как заявил председатель парламентской комиссии Ирана по национальной безопасности и иностранным делам Алаэддин Боруджерди, обвинения Кувейта в адрес Ирана — это попытка отвлечь внимание от массовых убийств мирных граждан в Бахрейне.
Однако официальный Тегеран делает попытки восстановить отношения с Эль-Кувейтом. Так, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи в разговоре со своим кувейтским коллегой шейхом Мухаммадом Сабахом ас-Саламом ас-Сабахом поспешил возложить за это ответственность на внешние силы. Одновременно президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад обвинил США и Израиль в попытке стравить Иран с арабскими странами.
К этому надо добавить, что от того, кто будет контролировать Кувейт, будет зависеть финансовая стабильность мира. Так, по оценке международных экспертов, на территории этой страны находится девять процентов всей нефти планеты.
Что же все-таки происходит в Кувейте и кто стоит за последними выступлениями в этой стране? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответили эксперты Евгений Сатановский и Раджаб Сафаров.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока: "Отношения Ирана с Кувейтом находятся в крайне напряженном состоянии еще со времен Ирано-иракской войны 1980-х годов. Тогда Иран обстреливал кувейтские танкеры. С той поры в регионе многое изменилось. В результате операции США у Ирана не стало его старого врага Ирака. Однако это параллельно породило для него ряд проблем. В том числе, то, что Кувейт за это время стал мегабазой для США, которые прекрасно знают о том, что единственный глубоководный порт в Персидском заливе — Эль-Кувейт.
К этому надо добавить и неурегулированность территориальных споров, включая принадлежность ряда островов и нефтяных полей. Так что заинтересованность Ирана в Кувейте понять можно.
Но также нельзя забывать и о том, что положение шиитов Кувейта немногим лучше положения их единоверцев в Бахрейне. Численность кувейтских шиитов по разным данным, составляет от 45 до 50 процентов всего населения эмирата. Однако они почти полностью бесправны. Так что особых усилий для того, чтобы их поднять, даже не стоит предпринимать. Если же рассматривать ситуацию в Кувейте в комплексе, то она довольно тревожная для нынешних властей. Дело в том, что из нынешних 2,9 миллиона живущих там человек 1,3 миллиона являются абсолютно бесправными во всех отношениях иностранными рабочими. Из оставшихся следует выделить несколько сотен тысяч не менее бесправных бедуинов. Многие из них попали под владычество Кувейта при прежнем разделе так называемой "нейтральной зоны".
Что касается тех денежных щедрот, которые излил на головы своих подданных Его Величество эмир, то они коснулись главным образом лишь граждан страны. А многие из шиитов таковыми не являются.
Но ирано-кувейтские отношения нельзя рассматривать в отрыве от ситуации на всем Аравийском полуострове. Ключевую роль здесь играет именно ирано-саудовское соперничество. А Кувейт, Катар, Бахрейн и прочие являются союзниками Саудовской Аравии. Что же касается его возможного исхода, то трудно делать прогнозы. Однако проблем у Саудовской Аравии столько, что рано или поздно она рухнет".
Раджаб Сафаров, генеральный директор Центра изучения современного Ирана: "На самом деле влияние Ирана на нынешние процессы в арабском мире абсолютно минимально. Они идут естественным образом. Дело в том, что монархии стран Персидского залива сами довели дело до такого положения. Их политическая система и обусловила полную бесправность значительной части контролируемого ими населения, особенно шиитов. До недавнего времени им это сходило с рук. Но сейчас, в эру информационных технологий, люди становятся осведомленными относительно того, как монархические режимы, горстка людей, перераспределяют национальное богатство. Происходит пробуждение ислама. Столкнувшись с проявлениями массового народного недовольства, эмиры, короли и шейхи пытаются погасить его разовыми подачками. Но они могут лишь отсрочить на непродолжительное время гибель этих режимов.
Читайте также: Революция на родине Синдбада-морехода
И поэтому развитие ситуации в Кувейте необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с происходящими событиями в Бахрейне и других странах региона, где происходят массовые волнения шиитского населения.
И вполне понятно, что шиитский Иран не может равнодушно взирать на кровавое подавление шиитов Бахрейна. Дело в том, что местный король, будучи не способен подавить народное выступление силой, обратился за помощью к Саудовской Аравии и Эмиратам. Но Иран не поддался на провокацию и, что бы там ни говорили в Кувейте, не стал прибегать к силовым действиям для защиты бахрейнских шиитов. Тегеран оказывал и оказывает им исключительно гуманитарную и морально-дипломатическую поддержку.
Разумеется, в народной памяти не забыто то, что прежде Бахрейн являлся иранской провинцией, которая была у него отторгнута британскими колонизаторами. И поэтому местные шииты тянутся к Ирану. Но, повторюсь, Исламская Республика Иран даже не дала повода для обвинений в провоцировании или поддержке подобных выступлений.
Разумеется, Западу и особенно США, которые пытаются сохранить установленную ими же монополию на влияние в регионе, очень неуютно от того, что их влияние начинает стремительно падать.
А их сателлитам в лице арабских монархических режимов выгоднее всего представить ситуацию так, что это не они виноваты в угнетении народа, а что здесь проявила себя некая внешняя сила. Поэтому они и сыплют обвинениями в адрес Ирана. Но парадокс в том, что влияние последнего в регионе увеличивается без всяких попыток с его стороны изменить каким-то образом положение.
Казалось бы, что мешает им, имеющим все блага цивилизации и предметы роскоши, перераспределить часть национального богатства в пользу бесправных шиитов? А мешает им их алчность. Кроме того, они так воспитаны, и их к этому толкает сама монархическая природа власти, ориентированная на поглощение 90 процентов доходов страны. Чтобы ликвидировать угнетение шиитов, они должны пойти на политические реформы, основать демократически избираемые парламенты. Но они этого не хотят и поэтому будут сметены народным гневом".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.