Оппозиция, противостоящая Каддафи, начала рассыпаться

"Грязные танцы" ливийской оппозиции

Запад пытается нащупать слабые места режима Каддафи. На днях западные СМИ усиленно муссировали слухи о его неизбежном развале, что, дескать, вот-вот — и Полковника оставят его последние верные соратники.

Но поскольку этого не происходит, западные журналисты-пропагандисты попытались повести информационную войну под несколько иным ракурсом. Британская The Guardian и ряд других изданий стали заявлять о том, что сыновья Каддафи готовы свергнуть своего отца, "чтобы предотвратить анархию в стране".

Кто-то развил эту идею дальше: дескать, после этого они станут выяснять отношения друг с другом, сцепившись в борьбе за власть, и режиму придет конец.

Правда, этот сценарий, возможно, и применимый к султанской Турции, в Ливии нереален. Взять хотя бы уже то, что делить власть под натовскими бомбежками и под натиском оппозиции было бы безумием.

Как бы там ни было, но пока ничто не говорит в поддержку этой версии, выдуманной западными пропагандистами. Впрочем, западные СМИ уже не в первый раз попадаются на стремлении выдать желаемое за действительное. Так, еще в начале мятежа против Каддафи они усиленно распространяли "утки" относительно перехода на сторону оппозиции одного из его сыновей и гибели остальных.

Однако дестабилизации Джамахирии пока что не предвидится. И странным образом брожение и разлад наблюдаются в стане так называемой "оппозиции". Взять хотя бы то, что ее представители не могут выработать общую позицию в отношении Каддафи, против которого борются.

Изначально, когда им казалось, что успех близок, они сходились на том, что режим Полковника должен быть демонтирован. Однако даже в тот момент, когда они еще не успели поделить между собой шкуру неубитого ливийского льва, между ними возникли яростные споры, что с ним делать.

Наиболее непримиримые настаивали на том, что Каддафи необходимо судить по примеру Саддама Хусейна. Однако более либеральные говорили о том, что Полковника можно отпустить на определенных условиях. Например, если он поделится с ними нажитыми за время своего правления богатствами.

Однако когда Полковник собрался с силами и показал им, кто в Ливии хозяин, раскол в стане оппозиции усугубился. После того, как она продемонстрировала собственную беспомощность и неспособность в обозримом будущем управиться с Полковником даже при полном господстве в воздухе натовской авиации, определение судьбы Полковника решили отложить до более подходящих времен.

Фото: AP

Более того, сейчас уже значительная часть оппозиции готова примириться с тем, что Каддафи при определенных условиях может остаться у власти. Так, глава мятежного Национального совета Ливии (НСЛ) Абдель Джалиль не исключает того, что повстанцы могут прекратить боевые действия против Каддафи в том случае, если его войска покинут города на востоке страны. Иными словами, уже сейчас часть мятежников готова не испытывать судьбу и разделить с Полковником Ливию по "старым историческими границам". Имеется в виду восточная Киренаика и западная Триполитания.

Однако сейчас у оппозиционеров появились и откровенно пораженческие нотки. Так, по сообщению информагентства MIGnews.com, "спикер ливийского оппозиционного движения" заявил о том, что "Каддафи должен остаться у руля государства, но при этом провести кардинальные политические реформы. В случае, если он готов ради своего народа пойти на перемены, мы готовы сесть за стол переговоров".

Примечательно, что это не просто личная позиция одного из высокопоставленных мятежников. Об этом говорится в коммюнике оппозиционеров. Но согласятся ли с этим борющиеся против войск Полковника боевики? Дело в том, что расхождения оппозиционеров по целому ряду проблем порождают вопросы о том, что представляет собой так называемая "оппозиция".

И пока никто не смог дать на них вразумительного ответа. Согласно уверениям ее представителей, в частности, такого деятеля, как Ауджали, обитающего в США, оппозиция — это "восставший народ". По его словам, "общество в Ливии традиционно придерживается умеренных взглядов, среди нас нет радикалов. В рядах оппозиции есть несколько ученых, профессоров Университета Бенгази. У нас пока нет "Аль-Каиды", мы просто хотим перемен, свободы и уважения гражданских прав".

Вместе с тем, он выразил опасения, что если коалиция не окажет оппозиции настоящую помощь, в стране могут появиться исламисты.

Однако сам Каддафи придерживается диаметрально противоположной точки зрения. По его словам, мятеж на востоке страны был организован "Аль-Каидой". Той же точки зрения придерживаются в соседнем Алжире. Так, алжирская газета "Экспрессьон" пишет о тесной связи алжирских и ливийских исламистов. По ее данным, филиал "Аль-Каиды в странах исламского Магриба" уже перебросил сотни захваченных на армейских складах Каддафи гранатометов и ПЗРК в распоряжение представителей салафистов в Алжире и Мали.

И наконец, странным образом с алжирцами и Каддафи сошелся во взглядах верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис, который на днях предостерег американский Сенат от чрезмерного заигрывания с повстанцами. Причина — неуверенность в том, что они будут более лояльны по отношению к США, нежели Каддафи. Он выразил опасения, что, по крайней мере, значительная часть тех, кто борется с оружием в руках против Полковника, на деле являются боевиками "международной террористической сети "Аль-Каиды" и ливанского шиитского движения "Хезболла".

Читайте также: Сценарий для Саддама годится и для Каддафи?

А что думают по поводу оппозиции арабисты? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответил эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко:

"Самое интересное то, что даже Запад, поддерживающий оппозицию, так до конца и не может понять, что она собой представляет. Но на самом деле она представлена двумя силами. Это так называемая "внешняя оппозиция", представленная интеллигенцией, либералами, среди которых были особенно сильны бывшие функционеры режима Каддафи. Дело в том, что военные и чиновники вплоть до премьер-министров периодически сбегали от Полковника на Запад и в другие арабские страны.

Главным образом, ими двигала обида за то, что Каддафи по тем или иным причинам отстранил от занимаемой должности очередного зажравшегося или проворовавшегося чинушу. В этой группировке были и немногочисленные монархисты, лишившиеся своих привилегий после прихода к власти Полковника.

Внутри же страны существовала лишь исламистская оппозиция, окопавшаяся на востоке страны. Именно там исторически существовал орден Синуситов. По сути, это ваххабитское издание исламистов, хотя и в несколько более мягкой форме. И тот самый сепаратизм Киренаики, всегда противостоявший Каддафи, был густо замешан на исламизме.

Иными словами, получается забавная картина: Полковнику противостоят воры и исламисты. Причем все сколько-нибудь значительные выступления против него, начиная от покушений и заканчивая попытками мятежа в 1995-1996 годах, были делом рук исламистов. Поэтому именно они являются главной противостоящей Каддафи силой, а не пятеро либералов, четверо правозащитников и трое монархистов.

И тот же Джалиль может сколько угодно рядиться в демократическую тогу, которая не может скрыть даже особо не прячущихся за ним исламистов. Причем они же не скрывают своих угроз в его адрес и в адрес прочих бывших функционеров режима Каддафи, переметнувшихся на сторону мятежников. Исламисты не могут ему забыть того, что, будучи министром юстиции Полковника, он их жестко карал. Надеяться на то, что в случае победы над Каддафи они отдадут ему власть, просто смешно.

Впрочем, не едины и исламисты. В том случае, если бы им удалось взять власть в стране, они тут же бы залили ее кровью. Те многочисленные противоречия, которые были в Ливии, сдерживал режим Каддафи. И если он завтра рухнет, оппозиция в схватке за власть зальет Ливию кровью".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить