В Эстонии наступила очередная волна борьбы за переписывание истории. В стране объявлен конкурс эссе для школьников и студентов на две темы: "Коммунизм равен фашизму?" и "Все говорят о смерти коммунизма, но никто еще не видел его труп". Победителя ждет поездка в Брюссель.
Организатором акции стало молодежное крыло националистической партии "Союз Отечество/ Республика", а также депутат парламента и бывший советский диссидент Тунне Келам. Инициативой каких-то маргиналов это никак не назовешь — эта партия вместе с Партией реформ премьера Андруса Ансипа входит в состав правящей коалиции. Так что все указывает на то, что речь идет о государственной программе.
Собственно говоря, подобная акция мало удивляет. Все постсоветские годы в Эстонии официальная пропаганда рассказывает, что коммунизм был как минимум не лучше нацизма, а то и хуже. Период пребывания в составе СССР считает "оккупацией". В Таллине работает Музей оккупации, экспозиция которого охватывает период с 1940-го по 1991 год. Большая часть стендов посвящена как раз советской, а не нацистской части.
Читайте также: Латышский день СС при молчании ЕС
Отметим, что в 2007 году правительство Эстонии выделило порядка пяти тысяч долларов на создание всемирного виртуального музея коммунизма. Перед посетителями всемирной сети предстало наследие коммунизма, которое авторы идеи свели исключительно к преступлениям. Тогда же власти прибалтийской страны дали шесть тысяч долларов на строительство мемориала в память жертв коммунизма в Вашингтоне.
Возникает ощущение, что власти Эстонии живут не настоящим, а прошлым. Вместо того, чтобы заниматься реальной экономикой и выводить страну из кризиса, они упорно борются с призраком коммунизма. А между тем, дела в стране, которую до начала экономических неурядиц считали витриной постсоветского капитализма, идут довольно скверно. Инфляция в Эстонии — 5,7 процента. Из всех стран Евросоюза она выше только в Румынии, но та в зону евро не входит. А среди государств — членов зоны евро даже сильно пострадавшие от кризиса Греция и Португалия прибалтов опережают.
Чем же могут похвастаться инициаторы конкурса эссе о жертвах коммунизма и проводники в жизнь идеи демонтажа "Бронзового солдата", кроме успехов на историческом фронте? А вот чем. За 2009 год ВВП страны снизилось на 14,1 процента, что являлось одним из худших показателей в мире. Промышленное производство снизилось на 26,5 процента (хуже — только в африканской стране Ботсване).
По уровню ВВП на душу населения Эстония до кризиса занимала третье место среди бывших соцстран (сильно отставая от Словении и Чехии). Теперь же ее опередила еще и Словакия. И когда с этого года единственным платежным средством в стране стал евро, быстро выяснилось, что именно Эстония является беднейшей страной еврозоны.
Образец для построения процветающего общества у эстонцев всегда был — близкородственная Финляндия. Но если у финнов высокотехнологичные отрасли дают огромный процент ВВП, то в Эстонии этот показатель не дотягивает и до одного процента. Согласно проведенному в прошлом году опросу, 71 процент руководителей местных предприятий назвали политику государства главной причиной того, что кризис страна переживает столь тяжело.
В таких условиях у находящихся при власти националистов ничего не остается, как отвлекать внимание от реального положения дел. Прием этот проверен десятилетиями, если не веками. Конечно, войну соседям объявить сложно, но врага найти — пара пустяков. Нужно мобилизовать все силы на борьбу с коммунизмом, который, мол, виноват во всех бедах Эстонии. То, что 20 лет страна существует совершенно независимо от России, успела войти в ЕС и НАТО, авторы националистического психоза, похоже, забыли.
"Копание в истории — обычный для эстонского государства прием, это и есть реальная политика нашей страны, — рассказал "Правде.Ру" один из лидеров эстонского общественного антифашистского движения "Ночной дозор" Максим Рева. — Для нормального, поступательно развивающегося государства такая картина откровенно позорна. Но не для Эстонии, где этнократия и ущемление прав русских с опорой на историю является идеологией и образом политической жизни.
Между тем, проблемы в эстонской экономике очень тяжелые. Безработица, только по официальным данным, составляет 10-11 процентов, по неофициальным — все двадцать. По разным данным, на заработках за рубежом находится от 80 до 140 тысяч — огромная цифра для страны с населением в 1,3 миллиона. Особенно остро кризис бьет по русским, в которых эстонцы видят и источник дешевой рабочей силы, и источник налогов.
Многие в Эстонии любят сравнивать себя с Финляндией. Однако родственные по языку государства абсолютно не похожи. Финны — трудяги, прагматики, они с кризисом практически справились. Эстонцы же напоминают нахлебников, которые сели на шею и Евросоюзу, и предпочитают жить за счет собственных русских. И это не говоря уже о том, что финны не занимаются бесконечным сведением счетов с историей и что язык составляющих шесть процентов населения шведов там имеет официальный статус. А русский язык в Эстонии не имеет никакого официального статуса".
Отметим, что в апреле будет отмечаться четвертая годовщина демонтажа "Бронзового солдата" на таллинской площади Тынисмяги и перенесения памятника на воинское кладбище. Похоже, эстонские националисты решили заранее подготовиться к дате и, "забыв" про экономику, оседлать любимого все 20 лет независимости конька. И вряд ли кто удивится, если Эстония порадует очередной инициативой на поприще войны с историей.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.