Авария на японской АЭС в Фукусиме оказала огромное влияние на изменение политических симпатий в совершенно другом уголке земли — в Германии. На прошедших в стране земельных выборах ярые противники атомной энергетики из Партии "зеленых" показали невиданно высокие результаты. И теперь их представитель впервые станет премьером одной из земель.
Еще недавно земельные выборы в Германии могли показаться совершенно местечковой новостью. Максимум, на что они могли серьезно повлиять — распределение мест в верхней палате парламента (Бундесрате), которая формируется по итогам выборов в землях. Однако события на японской АЭС в Фукусиме и последующие споры о судьбе уже немецких АЭС привлекли к ним огромное внимание. Как выяснилось, не зря.
Вряд ли можно считать случайностью, что авария в Японии вызвала ожесточенные споры в Германии. Страсти вокруг атомной энергетики кипят там очень давно — еще в 70-е годы и на волне процесса против политики традиционных партий, ведших безудержную индустриализацию ФРГ, в 1979 году в тогда еще Западной Германии оформилась Партия "зеленых". Одной из основ их программы стала как раз борьба с атомными станциями.
Читайте также: Меркель призналась в "эмигрантских" неудачах
В 1983 году первая же для "зеленых" избирательная кампания по выборам в Бундестаг принесла им успех — партия прошла пятипроцентный барьер и получила депутатские мандаты. К этому времени она развернула мощное экологическое движение против политики традиционных партий. Надо сказать, что их усилия принесли и пользу. Если в 70-е годы Рейн называли "сточной канавой Европы", то во многом благодаря активности "зеленых" ситуацию удалось переломить. Сегодня в этой реке полно рыбы, восстановлена популяция рейнских бобров.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году только укрепила "зеленых" в желании закрыть атомные станции. Однако политический момент был не тот. Совершенно иное мнение на этот счет было у находившихся у власти консерваторов из ХДС/ХСС. Именно христианский демократ Гельмут Коль стал канцлером-объединителем. И в 1991 году, на первых в единой Германии выборах в Бундестаг, они не прошли пятипроцентный барьер. Что и понятно — эйфория от объединения затмила все их антиатомные установки.
Однако проблема никуда не делась. На территории единой Германии работало 17 атомных станций, многим из которых не один десяток лет. Постепенно и в восточных землях оформилась партия "Союз-90", которая отстаивала принцип борьбы с АЭС — несмотря на все экономические издержки при отказе от них. В 1993 году она объединилась с западногерманскими соратниками в единую партию "Союз-90/зеленые", спустя пару лет вернулась в Бундестаг, прошла в Европарламент. А в 1998 году была взята новая вершина.
По итогам досрочных выборов в Бундестаг была создана коалиция социал-демократов и "зеленых". Лидер первых Герхард Шрёдер стал канцлером, а глава "зеленых" Йошка Фишер — вице-канцлером и главой МИДа. Во многих землях также сформировались красно-зеленые правительства. Впервые в истории крупнейшей страны Европы экологические активисты получили серьезные властные рычаги.
Одним из краеугольных камней новой коалиции, находившейся у власти в 1998-2005 годах, стала борьба за закрытие АЭС. В результате правительство Шрёдера-Фишера приняло программу остановки до конца 2017 года всех атомных реакторов в стране. Социал-демократы оказались для "зеленых" удобными партнерами — они также приняли обширную экологическую программу, предполагающую отказ от атомной энергетики.
Во многом вдохновителем для германских "зеленых" стал пример близкородственной Австрии. Там в 1978 году на референдуме большинство населения высказалось против развития АЭС. С тех пор лозунг по борьбе с атомной энергетикой подхватили все ведущие партии страны — в том числе и правые, изначально на это не настроенные. Австрийцы повели борьбу за закрытие АЭС по всей Европе, а Германия до порыдо времени шла с ними в ногу.
Но в 2005 году времена изменились. Канцлером стала представитель ХДС Ангела Меркель, совершенно не желавшая закрывать АЭС. До 2009 года компанию ей в правящей коалиции составляли социал-демократы, потому программа остановки реакторов была сохранена. Затем партнером ХДС/ХСС стали свободные демократы, в рядах которых также есть атомные лоббисты. Подсчитав, что отказ от АЭС обернется необходимостью увеличить закупки российского газа, Меркель решила отсрочить остановку последнего реактора до 2035 года.
Однако авария на АЭС в Фукусиме резко увеличила страхи немцев перед АЭС. А тут еще и выборы в парламенты нескольких земель были на носу. Стремясь не растерять электорат, правящие правые партии вернулись к программе закрытия станций к 2017 году. 17 марта было принято решение остановить наиболее старые АЭС — "Неккарвестхайм-1" и "Филипсбург-1".
Но страх перед новыми Чернобылем и Фукусимой оказался слишком велик. Потому на выборах 27 марта грянула политическая сенсация. Колоссального прорыва добились "зеленые", шедшие на выборы под лозунгом "Климат без всяких "если" и "но" и потребовавшие немедленной остановки всех АЭС. Они составили программу из 20 пунктов, где изобличали алчность атомщиков и доказывали, что без атомных станций жизнь будет дешевле. (Правда, для не имеющей своих нефти и газа Германии это сомнительно.)
В земле Баден-Вюртемберг "зеленые" набрали свыше 24 процентов голосов. Они впервые в истории заняли в одной из земель второе место, опередив социал-демократов. Первым остался ХДС, однако его партнеры из СвДП провалились. В результате править этой землей на юго-западе ФРГ теперь будет коалиция "зеленых" и социал-демократов. И впервые в немецкой истории правительство одной из земель возглавить представитель "зеленых" Винфрид Кречманн.
Впечатляющего прорыва достигли "зеленые" и на выборах в земле Рейнланд-Пфальц. Здесь они с 16 процентами стали третьими. Однако их результат вырос почти на 11 процентов. Кроме того, на коммунальных выборах в земле Гессен результат "экологов" также был впечатляющим — 20 процентов против девяти в прошлый раз. Похоже, Германия из-за аварии на японской АЭС начала стремительно "зеленеть". И 11 процентов на выборах в Бундестаг двухлетней давности могут трансформироваться во все двадцать, а то и больше. А там недалеко и до первого "зеленого" канцлера.
Как может измениться Германия, если "зеленые" придут к власти? Страна благодаря их работе за последние десятилетия стала чище. Но если отказаться от АЭС, то где брать энергию? Покупать больше российского газа? Противоречие. К России "зеленые" относятся не лучшим образом, постоянно критикуют нас за нарушение прав человека, за ущемление секс-меньшинств. Да и бывший лидер партии Йошка Фишер открыто лоббирует проект "Набукко".
Кроме того, отказ от АЭС увеличит стоимость электроэнергии, что повлечет за собой рост цен. Готовы ли бюргеры ради того, чтобы спать спокойно и не бояться новых фукусим, платить больше за еду и ЖКХ? За железнодорожные и авиабилеты? Все эти заявления хороши на уровне лозунгов, но когда дело дойдет до практики, реальность может оказаться несколько другой, нежели в политической программе.
Еще одно слабое место "зеленых" — иммиграционная политика. Они, в отличие от правых и даже социал-демократов, выступают против суровых ограничительных мер в отношении иммигрантов. Мало того — сегодня партией руководит этнический турок Джем Оздемир. Готовы ли немцы принять канцлера-турка? Вряд ли. Но это вопрос решаемый — найдут кандидатуру немца.
В общем, над крупнейшей страной Европы замаячил призрак политической революции. И если "иммигрантский взрыв" не затмит страх перед АЭС, через какие-то пару лет в Германии может появиться первый "зеленый" канцлер. А примеру немцев могут последовать и другие страны Европы.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.