Революции в арабских странах продолжаются. Выступление оппозиции в Ливии переросло в полномасштабную гражданскую войну. Не прекращаются выступления в Алжире, Иордании, странах Аравийского полуострова, Сирии. Что вызвало пробуждение арабского мира? Свои мысли в интервью "Правде.Ру" высказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
— Причин здесь несколько. Демография, особенности предыдущего развития, в том числе экономического и политического. Не обходится без иностранного влияния. Каждый по-своему использует особенности той или иной страны, чтобы расширить там свое влияние.
Что касается Запада, то он традиционно стремится обойти соперников, руководствуясь лозунгом "Народ всегда прав, а правители — неправы. Это правило соблюдается даже в том случае, если страдающий от народных выступлений политик — твой союзник. Это видно на примере того же Мубарака.
И такой подход еще сыграет с Западом злую шутку, который не понимает, что демократия в странах региона понимается как право большинства всецело распоряжаться меньшинством вплоть до его убийства. И этим постулатом руководствуются все, начиная от авторитарных лидеров и кончая монархами. Устранение же прежних властителей открывает дорогу к власти исламистам.
— Неужели политическая элита США и других стран Запада не в состоянии смоделировать варианты развития ситуации?
— Западная, особенно американская элита заражена леволиберальными утопическими идеями построения демократии по всему миру. Она, подобно коммунистам, в этом смысле является заложницей собственных идеологических концепций. Взять того же Бжезинского, к голосу которого так прислушиваются в Вашингтоне. Красной нитью в его настроениях проходят моменты, обусловленные его национальным происхождением. Подобно шляхтичам из недалекого прошлого, он не имеет особых причин любить Россию и евреев, олицетворяющих Израиль. И это отражается на его "советах" высшему американскому руководству. Другие представители западной элиты также находятся в плену собственных идеологических догматов.
— А какие варианты развития событий в связи с этим можно предположить?
— Практически все страны региона в любой момент могут вспыхнуть. Дело в том, что произвольно прочерченные по линейке уходившими колонизаторами границы сегодня стали рушиться. Причем началось это не сегодня, а уже давно, и началось с Судана. Месяц с небольшим назад это закрепили официально, при помощи демократического волеизъявления, дав тем самым сигнал к дальнейшему переделу.
— А если рассмотреть конкретные страны?
— Достаточно беспокойным видится развитие ситуации на Аравийском полуострове, где особый интерес у Ирана. Но пока горячее всего было в Северной Африке. Что будет дальше в Ливии — точно никто не скажет. Но пока что имеется тенденция к скатыванию во все больший хаос, в полномасштабную гражданскую войну и к расширению иностранного вмешательства. При такой ситуации нельзя исключать того, что Каддафи может пустить в ход против своих противников зарин, иприт и т.п., взорвет нефтепроводы и т.д. и что все это может затянуться на неопределенное время.
Непростая ситуация складывается и в Алжире. Десять лет назад его президент Бутефлика отрапортовал о разгроме исламистов и победе в гражданской войне, но, как показала практика последних лет, это совсем не так. По-видимому, начинается очередной раунд борьбы, исход которого может быть не таким, как это себе представляют нынешние алжирские власти.
Читайте также: Как Каддафи провинился перед Западом
Во-первых, Бутефлика сильно испортил и без того непростые отношения с берберами, в первую очередь с кабилами, права которых очень сильно ущемляются. К тому же из Ирака и Афганистана на замену погибшим в 1990-е годы исламистам приехали сотни подготовленных моджахедов. В Сахеле приземлялись целые самолеты, набитые ими. Кроме того, орудующие здесь исламисты заметно улучшили свое финансирование.
И я оцениваю потенциал возможного расширения конфликта как очень большой. Если уж загорелась Ливия, считавшаяся железобетонной в плане устойчивости, то чего уж говорить про Алжир?
К тому же, когда мы говорим про Алжир и Ливию, не стоит забывать и Египет, где события только начинают развиваться. Взять, к примеру, Мухаммеда аль-Барадеи, которого прочили в "демократические лидеры" и с которым при последнем голосовании едва не расправились исламисты. Последние медленно, но верно идут к намеченной цели — к власти. Их выжигали в Египте десятки лет, но они оказались сильнее делавшей это власти. И вот теперь мы дожили до того, что преследуемый прежде за свои взгляды и поступки шейх Кардала прилетает в страну и начинает открыто издавать фетвы.
Причем ситуация с Египтом выглядит достаточно безнадежно. Дело в том, что там более 80 миллионов человек живут на перенаселенной территории, а число людей продолжает стремительно увеличиваться. Египет может выдержать прибавление еще максимум пяти-шести миллионов человек. Далее — гуманитарная катастрофа со всеми вытекающими.
— Существуют опасения, что эта нестабильность может реально затронуть не только арабо-мусульманские страны…
— Естественно. На очереди страны тропической Африки. Там и так в постколониальное время не утихали конфликты. Но теперь, после намерения некоторых стран вроде Бурунди, через территорию которых проходят водные потоки к Нилу, ограничить подачу воды вниз по течению в Судан и Египет ситуация становится очень взрывоопасной.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.