Социологические опросы последних месяцев фиксируют снижение рейтингов основных политических сил Украины. В целом, пропорции сохраняются примерно прежними: результат пропрезидентской Партии регионов равен сумме показателей второй и третьей политических сил. Вместе с тем заметно выросла доля протестного электората.
В этом нет ничего удивительного — правительство проводит давно назревшие, но крайне непопулярные реформы. Налоговая, пенсионная реформы, проекты жилищного, трудового кодекса, множество других намеченных трансформаций непопулярны сами по себе. Однако в условиях экономического кризиса неприятие большей частью населения инициатив новой власти увеличивается в разы.
С одной стороны, украинское правительство имеет крайне узкое поле для маневра, "благодаря" тому, как распорядилась своей властью предыдущая, "оранжевая" команда. В дополнение к этому, очевидным является факт, что экономика страны разрушена, инфраструктура изношена, институты власти коррумпированы, а самое главное — нет запаса прочности, который существовал шесть-семь лет назад.
С другой стороны, времени медлить нет, действовать необходимо безотлагательно. Это не значит, однако, что те или иные шаги нужно предпринимать, не задумываясь, не просчитывая последствий и не сравнивая имеющиеся в распоряжении варианты.
Читайте также: Украине грозит жизнь впроголодь
Не является секретом, что одним из "отцов-реформаторов" на современной Украине позиционирует себя вице-премьер Сергей Тигипко. Про этого члена новой команды можно сказать многое. Но в данном случае важно, что он много лет руководил банковским бизнесом, и что отец "шоковой терапии" в Польше Лешек Бальцерович является для Тигипко кумиром.
Не случайно некоторые экономисты сравнивали Лешека Бальцеровича с Егором Гайдаром. Правда, в отличие от последнего польскому автору "шоковой терапии" дали провести реформы. Впрочем, экономисты указывают на то, что Бальцеровичу удалось заручиться для этого поддержкой значительной части поляков. Однако впоследствии, по мере проведения реформ, число их сторонников заметно снизилось.
Главные ассоциации, возникающие при упоминании фамилии украинского вице-премьера, — монетаризм, либерализм, реформы, рынок, технократизм, эффективный менеджмент. Не случайно переговорщиком с Международным валютным фондом (МВФ) от правительства Украины назначен именно Тигипко как местный функционер, которому будет несложно найти общий язык с интернациональными финансистами.
И все бы ничего, но именно МВФ сейчас формирует для Украины идеологию реформ, определяет их цель, перечень, обеспечивает методическими указаниями и контролирует ход их проведения. Если правительство страны-реципиента прилежно исполняет заданное фондом, укладывается в график, страна получает очередной транш кредита МВФ.
А вот насколько рецепты фонда являются универсальными и полезными для конкретной страны-получателя "помощи" — вопрос интересный. Примеры успешного сотрудничества с МВФ за по крайней мере последние два десятилетия на ум не приходят, а случаев противоположного свойства — хоть отбавляй.
Если команде Виктора Януковича удастся сделать так, что и волки будут сыты, и овцы целы, то честь ей и хвала. Если же все кончится так же, как обычно, то есть дефолтом, то президенту сотоварищи некого будет винить, кроме самих себя. В их руках вся полнота власти, а следовательно — и ответственности за содеянное.
Судя по росту протестных настроений и по ряду других признаков, успех сотрудничества Украины с МВФ отнюдь не гарантирован. Население страны не без оснований подозревает власть в попытке произвести болезненные преобразования исключительно за счет бедных, то есть большей части населения. И в нежелании власть предержащих, среди которых много представителей крупного бизнеса, брать хотя бы часть убытков, обусловленных реформами, на себя.
По недавней оценке украинского издания "Фокус", за прошедший со дня инаугурации нынешнего президента год значительно увеличилось как количество долларовых миллиардеров, так и совокупный размер их состояний, нажитых, естественно, непосильным трудом. И это было бы никому не обидно, если бы рост благосостояния и без того небедных граждан страны имел следствием заметное повышение качества жизни остальной части населения.
На деле же имеет место вопиющая асимметрия, что крайне взрывоопасно само по себе. А в особенности — на фоне значительного подорожания продовольствия и существенного повышения стоимости коммунальных услуг, вызванных отчасти мировыми тенденциями, а с другой стороны — начатыми реформами, упомянутыми выше.
На днях Сергей Тигипко, как фигура, олицетворяющая реформы, выступил с характерным заявлением. По его словам, в частности, оппозиция не предлагает никакой альтернативы пенсионной реформе, кроме требований не повышать пенсионный возраст и легализовать зарплаты в конвертах. "При этом, никто никакого закона системного или опыта мирового по легализации не давал", — отметил чиновник, мечтающий стать украинским Бальцеровичем.
Действительно, это было бы что-то невероятное, если бы нынешняя оппозиция, она же — недавняя украинская власть, отметившаяся полной безответственностью и безграничным популизмом, предложила внятную последовательную программу спасениястраны, разгромленной ее же стараниями. Чуда, что было ожидаемо, не случилось. Если, конечно, не засчитывать за альтернативу предложение брать деньги МВФ и с удовольствием их тратить, но не выполнять требований фонда. Несколько раз этот фокус было позволено проделать Юлии Тимошенко, но в исполнении Януковича этот номер не пройдет.
Теоретически, за дело восстановления социальной справедливости должны ратовать украинские коммунисты, но голос Компартии в этом вопросе если и звучит, то слишком уж неубедительно. Тем более что коммунисты идейно — в оппозиции к олигархам, а формально — при власти, в некотором роде.
Однако если потенциальный "украинский Бальцерович" не знает других способов проводить реформы, как только по рецептам МВФ, если адекватных вариантов не имеет оппозиция, если реальной программы не предлагают коммунисты, это не значит, что других вариантов не существует в природе. Ирония состоит в том, что Тигипко ищет далеко, а было бы неплохо, если бы он внимательно прислушался к голосам, которые звучат в непосредственной близости.
Одним из последовательных критиков проводимых украинским правительством реформ является глава Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) Василий Хара. При этом нельзя не отметить пикантность ситуации: Хара — депутат Верховной Рады от Партии регионов, главой которой является президент страны Виктор Янукович.
В начале марта профсоюзный лидер во время встречи с активистами в Днепропетровском областном объединении профсоюзов призвал присутствующих объединиться вокруг вице-премьера Андрея Клюева "как будущего премьера", обвинив в "антисоциальных реформах", по его выражению, "засланного предателя" Сергея Тигипко.
Вряд ли подобный демарш вызван личной неприязнью. Не похоже также, что таким образом лидер крупнейшей профсоюзной организации страны изображает активность в деле защиты прав трудящихся, что просто положено ему по должности. Вероятнее другое. В отличие от "эффективных менеджеров" из правительства глава ФПУ знает реальные настроения в профсоюзной среде, широких слоях населения и понимает, чем может обернуться избранный курс если не для страны, то для партии, в рядах которой он состоит.
Конкретные претензии Василия Хары к команде реформаторов заключаются в следующем. Профсоюзы не были допущены к разработке законопроекта относительно изменений пенсионного обеспечения, документ был подготовлен втайне, тем самым разработчики законопроекта нарушили Генеральное соглашение между правительством и Федерацией профсоюзов. Но Хара не только критикует инициативы реформаторов и методы их работы, но и выступает с предложениями.
Возможно, они не прописаны до деталей, они не существуют в виде готового системного закона, и они не обязательно ссылаются на мировой опыт. Вероятнее всего, как раз МВФ предлагает готовый пакет, который, стоит только проголосовать, и он получит силу закона. Так сделать проще всего. Если не думать о последствиях. Тем более, что мировой опыт некритичного следования рецептам МВФ скорее негативный, чем наоборот.
В целом, на Украине может сложиться ситуация времен начала второго срока Леонида Кучмы. Будущего антигероя Майдана тогда еще хорошо принимали на Западе, но внутри страны, прежде всего по экономическим причинам, поддержка второго президента Украины была мизерной.
В наши дни правительство любой страны, лидер любого государства могут стать объектом внешнего давления. Сегодня ты демократ и реформатор, важный партнер, с тобой здороваются в европейских столицах и похлопывают по плечу в Вашингтоне. А завтра ты тиран и диктатор, противник демократии и свободы слов — следовательно, приговорен к смещению.
Если ты сделал что-то полезное для своей страны и народ тебя поддерживает, то у тебя есть запас прочности, чтобы противостоять давлению. Если же нет, то лучше вовремя сбежать. Если есть куда…
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.