В рамках продолжающейся реформы вооруженных сил к 1 апреля 2011 года авиация Ракетных войск стратегического назначения и авиация ВМФ России будут переданы в подчинение военно-воздушным силам. Как известно, любое подобное изменение вооруженных сил, в условиях начавшегося передела сырьевого рынка планеты, чревато их ослаблением, что дополнительно может спровоцировать иностранную агрессию.
Чем обусловлена очередная ломка уже имеющегося рабочего механизма и к чему это может привести? Своими соображениями в интервью "Правде.Ру" поделились военные эксперты Александр Мордовин и Константин Сивков.
Константин Сивков, капитан 1-го ранга, 1-й вице-президент Академии геополитических проблем: "История содержит пример, когда ВМФ оставили без авиации. Это пример с нацистской Германией, когда Герман Геринг добился переподчинения ее ВВС, которыми он командовал. В результате попытка Гитлера удушить Англию морской блокадой провалилась. Одна из главных причин состояла в том, что германский ВМФ из-за отсутствия у него авиации лишился "глаз": данные о перемещениях кораблей противника поступали флоту нерегулярно и с запозданием.
В большинстве случаев нацистские субмарины и надводные корабли были вынуждены действовать наугад, без точных наводок на караваны судов. Поэтому многие цели не были поражены. Англия продолжала получать помощь по морю.
В нынешних же условиях издержки от переподчинения авиации флота могут быть еще больше. Ведь сейчас она имеется практически на любом более-менее крупном корабле, даже на последних версиях корветов. Речь в данном случае идет о вертолетах. В итоге для того, чтобы поднять в воздух вертолет для отражения атаки вражеской субмарины, флотскому командованию нужно будет вызванивать коллег из ВВС.
Для непосвященного человека в подобном переподчинении нет ничего страшного. Казалось бы, что такого в том, что все самолеты и вертолеты будут находиться под одним командованием? Однако специфика подготовки и действий ВВС и авиации ВМФ совершенно разная. Достаточно вспомнить о том, что полеты над морем и сушей требуют различного уровня подготовки. Дело в том, что требования к нанесению ударов по наземному укрепрайону резко отличаются от требований по отработке морских целей вроде авианосца или подводной лодки. Например, дальняя авиация, предназначенная для поражения больших стратегических целей на карте, не способна вести обнаружение субмарин и их уничтожение.
В связи с этим волей-неволей возникает вопрос: для каких целей нужна на суше противолодочная авиация, в принципе не приспособленная для выполнения иных задач, кроме борьбы с подводными силами противника? Интересно, для каких целей в связи с этим вершителям реформ понадобились применяемые противолодочными самолетами глубинные бомбы и торпеды?
Поэтому получаемые при подготовке летчиков ВВС и морской авиации навыки резко отличаются. После переподчинения боевой авиации ВМФ военно-воздушным силам флотский летный состав будет оторван от практики корабельной жизни. Дело в том, что в ВВС не знают даже азов подготовки летчиков противолодочной авиации, поскольку они заточены под выполнение совершенно иных задач.
Существует риск того, что их будут учить так, как умеют. И как результат — утрата школы подготовки экипажей противолодочной авиации. Эта глупость нашего Минобороны может привести к утрате боеспособности нашего ВМФ, который останется без авиации.
Перед глазами у нас имеется еще свежий пример Августовской войны 2008 года. Напомню, что в 2003 году боевую авиацию сухопутных войск (СВ) включили в состав ВВС. Те, кто принимал подобное решение, видимо, не знали, что выполняемые ими задачи совершенно разные. Так, авиация СВ выполняла чисто фронтовые задачи на небольшой глубине по штурмовке позиций противника. И первые два дня после нападения Грузии на Южную Осетию наши СВ остались без поддержки ранее подчиненной им авиации. Драгоценные часы ушли на бюрократические согласования Генерального Штаба с СВ и ВВС.
Читайте также: Китай заменит Россию на оружейном рынке
Для того чтобы поддержать сухопутчиков, ранее подчиненным им летчикам требовалось получить четкие инструкции из других инстанций. Ведь пока согласовывали действия, было потеряно драгоценное время. И если бы враг был чуть серьезнее, чем Грузия, исход войны мог бы стать иным".
Александр Мордовин, генерал-майор авиации: "Складывается впечатление, что люди не знают, чем они командуют и что левая рука не знает, что делает правая. Так что то, что подобные преобразования хотят осуществить к 1 апреля, весьма символично. Это вовсе не излишняя забота о ВВС, как может показаться кому-то. Практического смысла в таких "реформах" нет. Можно было бы понять, если бы кто-то захотел вернуть наши полигоны в Казахстане.
Однако кое-кто захотел побросать все яйца в одну корзину, собрав все, что летает, под одним командованием. Было бы логично, если, скажем, в один кулак бы собирали стратегические силы, исходя из специфики их задач.
Но, к примеру, переподчинять авиацию РВСН ВВС? Это просто удивительная глупость. Во-первых, командование ВВС само не будет знать, что делать с доставшимся ему таким хозяйством. А во-вторых, появится новый бюрократический барьер, который будет мешать согласованию в действиях родов войск и даже видов вооруженных сил. В условиях начавшихся боевых действий, когда решают сейчас уже даже не часы, а минуты и секунды, вся эта бюрократия и дополнительные согласования могут обернуться разгромом.
Характерным примером подобной бюрократии является то, что главком ВВС не может сейчас без санкции Генерального Штаба отдать приказ транспортной авиации.
По всей видимости, истинная цель подобных реформ, сводящихся к "оптимизации", одна: продать все ценное и купить для их вершителей дорогие авто. С таким подходом нашей стране осталось существовать недолго, и, по всей видимости, живущим здесь людям пора учить китайский язык".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.