После кровопролитной гражданской войны в Судане, длившейся почти два десятилетия, компромисс между Севером и Югом, наконец, найден. Сравнительно молодое африканское государство перестанет существовать как единое целое. Летом 2011 года на карте появится Южный Судан.
Казалось бы, справедливость восторжествовала: христианско-языческий Юг страны освободился от гнета исламского диктаторского режима Омара аль-Башира. Однако после претворения в жизнь решений о разделе страны Судан, сравнительно недавно (в 1956 году) избавившийся от колониального гнета, может вновь превратиться в послушную марионетку в руках одной из великих держав.
Спустя полвека после обретения независимости страна оказалась на грани полного развала. Правящая верхушка во главе с аль-Баширом сделала все возможное, чтобы превратить Судан в сырьевой придаток для развитых стран. Вездесущий сайт WikiLeaks опубликовал весьма впечатляющие донесения американцев о деятельности руководителя Судана.
"Президент аль-Башир выкачал девять миллиардов долларов из страны, разместив большую часть этих денег в британских банках. Партия "Национальный конгресс" инвестировала большие суммы денег — и набрала массу долгов — в амбициозный, но спорный проект строительства плотины и другие проекты, нацеленные на то, чтобы оживить сельскохозяйственный сектор и поощрить Китай и страны Персидского залива приобретать землю на севере Судана", — утверждает WikiLeaks.
Читайте также: Судан: всеобщие выборы перед распадом
Фактически это означает, что правительство Судана вместе с англичанами, французами и китайцами активно занимается разграблением национальных богатств собственной страны. Добычу "черного золота" осуществляют в основном китайские и французские нефтяные компании, что никак не смущает декларирующего исламские ценности президента аль-Башира.
В свою очередь США еще в конце 1990-х годов предприняли ряд дипломатических и военных шагов, направленных на расширение своего присутствия в Африке. После создания американцами в 2007 году объединенного военного командования по Африке (AFRICOM) конфликт в Демократической Республике Конго (ДРК) вспыхнул с новой силой, а в Судане усилилось вооруженное противостояние на Западе страны — в Дарфуре.
Наиболее острая фаза дарфурского противостояния приходится на 2003-2004 годы, когда против центрального правительства в Хартуме восстали сразу две военизированные группировки: "Движение освобождения Судана" и "Движение справедливости и равенства". Межплеменные столкновения и этнические чистки унесли жизни более 300 тысяч человек.
В этих условиях санкции, введенные США и Евросоюзом, выглядели вполне логичными. В то же время Америка сделала все возможное, чтобы усилить свое политическое и экономическое влияние на юге Судана, наводнив страну агентами, военными советниками, миссионерами.
Конгресс США принял решение о санкциях против Судана еще в 1997 году. Вскоре Пентагон начал оказывать повстанцам на юге и западе страны всестороннюю помощь, поставляя военное снаряжение через своих союзников Эритрею и Чад. Однако Америка — далеко не единственная страна, которая, воспользовавшись нестабильной обстановкой в этой африканской стране, пытается ловить рыбу в мутной воде.
Франция, в свое время владевшая колониальной империей в Северной Африке, на протяжении последнего десятилетия активно конкурировала со Штатами. Французская нефтедобывающая компания "Тоталь" занимает ключевые позиции в Южном Судане. Китай избегает вмешательства во внутренние дела страны, но является, тем не менее, крупнейшим экспортером нефти.
В Судане американцы пока проигрывают конкуренцию за нефтяные месторождения Китаю. Но США удалось заключить выгодные контракты на добычу "черного золота" в соседнем Чаде. Нефтяные кампании "Шеврон" и "Эксон-Мобил" потратили почти четыре миллиарда долларов на строительство нефтепровода, с помощью которого можно поставлять за океан до 160 тысяч баррелей нефти в день.
Многие эксперты всерьез обеспокоены попытками Америки закрепиться в Судане под предлогом поддержки демократических ценностей. По мнению экс-советника президента Азербайджана по вопросам внешней политики Вафы Голузаде, "референдум об отделении Южного Судана — очень нехороший прецедент, потому что на основе таких прецедентов США будут устанавливать новый мировой порядок. Такой раздел выгоден США, так как после раздела Судана обе его части будут ориентироваться только на США. Судана, как такового, уже нет, а его нефть будут использовать американцы и члены их команды".
Не случайно референдум в Южном Судане вызвал одобрение в США на самом высоком уровне. Сразу после окончания голосования госсекретарь Хиллари Клинтон поспешила заявить о скором исключении Судана из списка стран, поддерживающих терроризм.
Американские нефтяные компании покинули Судан еще в начале 1990-х годов, после ряда нападений на нефтяные объекты, совершенных боевиками Народно-освободительной армии Судана. Но теперь появление на карте нового государства может привести к пересмотру всех договоренностей в нефтедобывающей сфере, что позволит США "вернуться" в страну через 20 лет после вынужденного отступления.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.