Землетрясение в Японии и проблемы на местных АЭС откликнулись в весьма далекой от нее Австрии. Правительство этой страны начинает политическую кампанию за закрытие атомных станций по всей Европе.
Министр окружающей среды Австрии Николаус Берлакович был сильно впечатлен известием об авариях на японских атомных станциях "Фукусима-1" и "Фукусима-2". Там было отмечено двойное превышение допустимого уровня радиации. Политик внес на рассмотрение коллег по ЕС предложение о проведении срочных проверок на европейских атомных станциях для выяснения их надежности в случае землетрясения. Он также добавил, что странам Евросоюза пора задуматься об отказе от атомной энергетики.
Казалось бы — где Япония и где Австрия? И где взаимосвязь между атомной энергетикой и большой политикой, если дело не касается разработок ядерного оружия, в чем подозревают, например, Иран и КНДР? Однако австрийцы умудрились ее обнаружить. Их борьба против АЭС в Европе попортила крови многим странам, а некоторые станции с их подачи и вовсе были закрыты.
Читайте также: Австрия: антиисламская "передовая" Европы
До конца 1970-х годов Австрия, как и все развитые (и даже некоторые не очень развитые) страны, активно занималась атомными исследованиями. Недалеко от Вены была возведена АЭС "Цвентендорф", но в эксплуатацию ее так и не ввели. В 1978 году экологические активисты, опасавшиеся аварий, добились проведения в стране общенационального референдума по вопросу будущего станции. С минимальным перевесом победили противники АЭС, и с тех пор она стоит законсервированной.
Получился парадокс: штаб-квартира Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) находится в стране, которая от этой самой энергии отказалась. "Экологический" экстремизм Австрии усилился после аварии на Чернобыльской АЭС, когда радиоактивное облако с Припяти достигло Дуная и австрийских Альп. Постепенно страна взяла курс на борьбу против АЭС во всей Европе. Соответствующее положение есть в программах всех ведущих партий страны — от социал-демократов до ультраправых.
Особый интерес у Австрии возник к атомным станциям, расположенным на территории соседних с ней четырех бывших социалистических стран. Правда, подход тут австрийцы проявили весьма избирательный, и в нем легко можно усмотреть политическую мотивацию. Голоса в пользу закрытия АЭС "Пакш" в Венгрии были не слишком громкими. Оно и понятно — отношения с восточными соседями у Австрии исторически наиболее просты (если, конечно, не брать в расчет братские по языку Германию и Швейцарию).
В отличие от "Пакша", АЭС "Кршко" в Словении досталось больше. Еще в 90-е годы, когда бывшая югославская республика не вошла в ЕС, австрийцы высказывали обеспокоенность ее работой. В последние годы работа "Кршко" действительно вызывала нарекания. В 2008 году из-за неполадок ее пришлось остановить, в прошлом проблемы возникли в ядерном центре физического института. Каждый раз реакция Вены была резкой, и звучало только одно требование: рассмотреть вопрос о закрытии АЭС.
Большее внимание к словенской АЭС, нежели к венгерской, проявлялось Австрией еще до всяких неполадок. Тут снова можно усмотреть политическую мотивацию. Словенские земли много веков находились в составе Австрии, часть Словении в начале 40-х годов насильно включили в Третий рейх, куда Австрия вошла добровольно. Словно оправдываясь за зверства земляка Гитлера, в начале 90-х годов австрийцы одними из первых признали независимость Словении. В Вене ждали ответного жеста в виде закрытой АЭС, но не дождались.
Давление на Словакию со стороны Австрии и вовсе оказалось достаточно эффективным. В 2002 году тогдаещетолько стремившаяся в ЕС страна, подчинившись австрийскому давлению, взяла на себя обязательство остановить реакторы АЭС "Ясловске Богунице". К 2008 году это было сделано, однако в январе 2009 года Словакия пострадала от действий руководства Украины, занявшегося незаконным отбором газа. Стремясь восстановить энергобаланс, словацкие власти по новой запустили реакторы. Австрийцам это не понравилось, но вторично на их давление словаки не поддались.
Настоящий атомно-политический триллер разыгрался в отношениях Австрии и Чехии — страны, отношения с которой у австрийцев исторически непростые. В Вене считают чехов одними из главных виновников развала некогда великой Австрийской империи, в Праге отвечают австрийцам жалобами на века притеснений. И одной из болевых точек, "примыкающей" к историческим обидам, оказалась расположенная близ австрийской границы чешская АЭС "Темелин".
Едва в 1998 году начались переговоры о вступлении Чехии в ЕС, уже вошедшая в него Австрия пообещала заблокировать их, если "Темелин" не будет закрыт. Чехи отказались, сославшись на то, что право выбора источников энергии — внутреннее дело каждой страны. Австрийские активисты блокировали пограничные переходы, ультраправая Партия свободы пыталась организовать античешский референдум. Однако Евросоюз встал на сторону Чехии, и "Темелин" не стал преградой на пути чехов в Евросоюз.
Но выяснилось, что проблема действительно есть, и дело не только в попытке Австрии отомстить чехам за развал империи. В последние годы на "Темелине" произошло множество нештатных ситуаций. Все из-за того, что в начале 90-х годов чехи, стремясь избавиться от всего "русского", поставили на советский реактор американские стержни. Они оказались несовместимы, и сообщения о неполадках на "Темелине" стали банальностью. Резкие высказывания австрийцев по этому поводу тоже стали уже чем-то обыденным.
Чехи оказались неуступчивыми, чего не скажешь про более далекие от Австрии Болгарию и Литву. Во многом по требованию Вены первая закрыла АЭС "Козлодуй", а вторая — Игналинскую АЭС. Так что "экстремистская экологическая политика" австрийского руководства кое-какие плоды уже принесла.
Вряд ли Австрия вела бы себя столь напористо, если бы у ее руководства не было поддержки в других европейских странах. Партия "зеленых" сидит в парламентах почти всех государств Западной Европы и даже кое-где в бывших соцстранах. А когда "зеленые" стали в 1998 году частью правящей коалиции в Германии, с их подачи правительство Герхарда Шрёдера взяло на себя обязательство закрыть все 17 германских атомных реакторов. Так что австрийцы получили мощную братскую поддержку.
Правда, не все немецкие политики были склонны выполнять взятые правительством социал-демократов и "зеленых" обязательства. Два года назад канцлер Ангела Меркель решила продлить срок эксплуатации 17 реакторов. Из Вены послышался гул возмущения, но слушать "младших" немецкоязычных братьев в Берлине не стали. Пришлось Австрии умерить свой антиядерный пыл.
Однако нынешнее землетрясение в Японии вновь заставило заговорить о безопасности атомных реакторов. И теперь австрийская дипломатия вряд ли упустит шанс поспекулировать на этой теме в общеевропейском масштабе. Впрочем, о безопасности АЭС в сейсмоопасных районах действительно надо подумать. И здесь с Австрией вряд ли поспоришь. Но идея о закрытии АЭС, видимо, так и останется идеей. Ведь не только Чехия со Словенией, но и Германия с Францией развивают атомную энергетику. И даже страдающая от стихии Япония не думает от нее отказываться.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.