Бывшие социалистические страны Европы захлестнул новый виток борьбы с "призраком коммунизма" и увековечения памяти его противников. Данная волна докатилась до самой благополучной из них — Чехии. Борьба с наследием социализма в ней до недавнего времени вроде бы шла на убыль. Как оказалось, временно.
Борьба с коммунизмом в посткоммунистических странах Прибалтики и Польше не завершалась никогда. Можно вспомнить до сих пор идущий процесс над бывшим руководителем коммунистической Польши Войцехом Ярузельским, законы о приравнивании коммунистической символики к нацистской в Прибалтике. В прошлом году нечто подобное с подачи правительства появилось и в Венгрии. И вот, наконец, пришла очередь Чехии.
Недавно группа чешских антикоммунистических активистов направила обращение к министру финансов страны Мирославу Калоусеку с призывом назвать пражский аэропорт "Рузине" именем бывшего президента США Рональда Рейгана, которому многие на Западе приписывают "победу над коммунизмом". В чешском сегменте социальной сети Facebook уже появилась группа с названием "Аэропорт Рональда Рейгана Прага".
"Его принципы, борьба за свободу человека, непреодолимый оптимизм и чувство юмора были источниками надежды и силы для несчетного количества людей, не желающих жить в коммунистическом тоталитаризме", — отмечается в обращении. Его авторы пристыдили чешское руководство за то, что у него так и не дошли руки назвать именем американского президента улицу и поставить ему памятник. Официальной реакции на это предложение пока не поступало.
Читайте также: Освобождение Праги от… исторических спекуляций
С точки зрения здравого смысла инициатива выглядит смешно. Рейган — человек, не имеющий к Чехии никакого отношения. Десятимиллионной республике в центре Европы есть кем гордиться в собственной истории, культуре или политике. Назвали бы аэропорт в честь реформатора церкви Яна Гуса, педагога Яна Амоса Коменского, писателя Ярослава Гашека или композитора Антонина Дворжака. На худой конец, особо почитаемого в стране основателя Чехословакии Томаша Масарика. Но нет же — Рейгана.
Впрочем, вышеназванные чехи не отметились на ниве борьбы с СССР, и никого из них нельзя поднять на знамя русофобии — даже критично относившегося к большевикам Масарика. А задача перед нынешним руководством Чехии, похоже, заключается в том, чтобы принять участие в сколачивании нового "антикоммунистического" фронта. Против кого собираются дружить — особых сомнений нет. Правопреемница Советского Союза — Россия, которую особо рьяные борцы с прошлым не устают ругать по каждой мелочи.
Еще в прошлом году в Праге прошла конференция, в которой приняли участие многие общественные деятели стран Центральной и Восточной Европы. По ее итогам было принято обращение к международным организациям с призывом создать трибунал по преступлениям коммунистических режимов. Участники мероприятия призвали руководство ЕС ввести наказание за отрицание преступлений коммунизма подобно тому, как эта норма действует в отношении содеянного нацистами.
Если бы подобное предлагали исключительно маргиналы, не обличенные властью, — на это не стоило бы обращать внимание. Однако в случае с Чехией это не так. Премьер Петр Нечас, глава МИД Карел Шварценберг и министр внутренних дел Радек Йон от имени трех возглавляемых ими партий правящей коалиции призвали принять закон, причисляющий коммунизм и фашизм к "тоталитарным явлениям".
На международной арене Чехия в последнее время тоже развила бурную деятельность по части борьбы с коммунизмом. Глава МИДа Шварценберг вместе с коллегами из Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы и Венгрии недавно подписал письмо в Еврокомиссию с призывом запретить в Европе отрицание преступлений коммунизма и приравнять то, что делалось коммунистическими руководителями, к нацизму.
"К преступлениям тоталитаризма нужно относиться одинаково. По правде говоря, Сталин сумел убить еще больше людей. Оба были массовыми убийцами, а те, кто им прислуживал, были пособниками", — прокомментировал Шварценберг свою точку зрения. Удивляться таким его словам мало приходится. Чешский министр — отпрыск некогда знатного рода, потерявшего при коммунистах немалую собственность (которую нацистские оккупанты не тронули). Так что в его призывах есть и мотив личной мести.
Похожие слова постоянно звучат и из уст, вероятно, самого известного политика Чехии — бывшего президента страны Вацлава Гавела. Трудно вспомнить, когда бы он обделил своим вниманием хоть одно антироссийское или антикоммунистическое мероприятие. В свое время он пострадал от коммунистических властей Чехословакии. Семья его была богатой, от нацистов не страдала, а потом также была лишена собственности. Снова мотив личной мести!
Есть в Чехии и своя антикоммунистическая "инквизиция" — Институт исследований тоталитарных режимов. С ним летом прошлого года и вовсе приключилась комичная история. Стремясь вывести на чистую воду всех "холуев коммунистических времен", они "спалили"… многих действующих сотрудников чешских спецслужб, в том числе и работающих за рубежом. Есть в Праге и Музей коммунизма, где рассказывается о том, что в социалистической Чехословакии все было исключительно плохо, а виноваты в этом преимущественно СССР и русские.
На фоне происходящего в других бывших соцстранах превосходящая их по уровню жизни Чехия казалась более вменяемой в политическом смысле. В стране не боролись с коммунистической символикой, а Компартия в ней (в отличие от Польши и Прибалтики) имеет представительство в парламенте. Нынешний президент Вацлав Клаус, критикуя социалистические времена, тем не менее не сравнивал их с нацизмом и категорически противился ухудшению отношений с Россией. Но Чехия — республика парламентская, и потому ее политику определяет правительство.
Летом прошлого года к власти пришли правые силы и правительство стало местами напоминать "антикоммунистическое шапито". Стоит ли удивляться, что инициативы вроде аэропорта имени Рейгана и общеевропейского осуждения коммунизма посыпались из Праги, как из рога изобилия. Возможно, все это способы отвлечь от текущей социально-экономической ситуации. Чехия, конечно, переживает кризис относительно неплохо, но уровень народного недовольства правительством высок. Вот и надо отвлечь народ от дел насущных сведением исторических счетов.
Правда, добиться желаемого чешским антикоммунистам вряд ли удастся. Коммунистическую идеологию, в отличие от нацистской, преступной не признали. Коммунисты или идейно близкие им партии заседают в парламентах крупнейших стран Западной Европы — Франции, Германии, Италии, Испании. Да и в самой Чехии за них каждый раз голосует более десяти процентов избирателей. Что же касается преступлений сталинизма или ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году, то их многократно официально осуждали и Россия, и Евросоюз.
Так что нынешняя чешская "охота на коммунистических ведьм" — не более чем политическая спекуляция. Однако пока в правительстве Чехии находятся люди, подобные главе МИД Шварценбергу, подобного рода выходки будут происходить постоянно. И России следует к этому готовиться.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.