28 февраля исполнилось 15 лет с момента вступления России в одну из старейших организаций Старого Света — Совет Европы (СЕ). В годы холодной войны членство в нем рассматривалось как привилегия для стран, окончательно и бесповоротно завязавших с тоталитаризмом. Теперь же в его рамках объединены практически все страны континента.
Сотрудничество между Советом Европы и нашей страной началось еще в 1989 году. В 1992 году Россия подала заявку на членство в организации. Постепенно бывшие сателлиты СССР (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Румыния), а также государства Прибалтики вошли в Совет Европы. За ними последовали Украина, Молдавия, государства Закавказья. Что же касается нашей страны, то в начале 1995 года переговоры о членстве в СЕ были приостановлены. Депутатов ПАСЕ не устраивало, как руководство РФ вело войну в Чечне.
Диалог возобновился лишь после того, как Москва начала переговоры о политическом урегулировании конфликта с лидерами боевиков. В итоге 28 февраля 1996 года в Совете Европы сочли, что пора прекращать держать Россию в "предбаннике", и она обрела постоянное членство в организации. К настоящему времени наша страна является участником 54 договоров, лежащих в основе Совета Европы. Они касаются прав человека, свободы собраний и СМИ, местного самоуправления, защиты нацменьшинств, культуры, спорта и т. д.
Читайте также: "Европа забыла, что такое оккупация"
Когда говорят о СЕ, чаще вспоминается не Совет Европы как исполнительный орган (его работа практически не дает информационных поводов), а Парламентская ассамблея Совета Европы. Россия имеет там постоянную делегацию, ее глава Константин Косачёв является заместителем председателя Ассамблеи и вторым заместителем председателя Комиссии по политическим вопросам. С трибуны ПАСЕ российские депутаты имеют возможность изложить свою точку зрения на ключевые международные проблемы.
Однако членство в Совете Европы (и конкретно в ПАСЕ) имеет и оборотную сторону. Трудно вспомнить организацию, где бы принималось такое количество антироссийских резолюций. За что в последние 15 лет нашу страну только не критиковали. За войну в Чечне, за дело ЮКОСа, за ограничение свободы слова, за позицию по признанию независимости Южной Осетии и Абхазии. Иногда возникало ощущение, что многие депутаты ПАСЕ воспринимают Россию как вечного козла отпущения.
Бесконечная критика России контрастировала с тем, что на прегрешения других стран внимания обращали куда меньше. Так, Грузию долго не признавали агрессором в событиях 2008 года. Темы положения русского языка на Украине, русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, ситуация с этническими чистками сербов в Косово, Боснии и Хорватии должной оценки в ПАСЕ не получали. Потому Россия в ПАСЕ многим казалась той самой унтер-офицерской вдовой, которая сама себя дает высечь.
Помимо ПАСЕ, членство в Совете Европы повлекло за собой присоединение к Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ). В нем у России есть свой судья. Однако тут — снова вопросы. Количество исков, выигранных у нашей страны жителями Северного Кавказа или оппозиционерами, не поддается исчислению. А вот на сторону РФ суд встает крайне редко. Это опять же контрастировало, например, с решением суда по Латвии, где судилище над почти 90-летним партизаном Василием Кононовым было признано правомерным.
Можно также вспомнить, что ради членства в Совете Европы власти России пошли на такую непопулярную в народе меру, как мораторий на смертную казнь. (За то, что она окончательно не отменена, нас тоже бесконечно критикуют.) Наконец, ежегодные взносы России в СЕ составляют более 20 миллионов евро — больше не платит ни одна страна. Так стоит ли тратить бюджетные деньги на членство в организации, где тебя постоянно втаптывают в грязь? Этим вопросом задаются многие российские политики и эксперты…
Что же принесло России членство в Совете Европы? Чего от него больше — выгод или издержек? Как это видится со стороны? Об этом "Правда.Ру" побеседовала с ведущим немецким экспертом по России, членом Германского совета по внешней политике Александром Раром.
— Что 15 лет назад означало для России вхождение в Совет Европы?
— Для тогдашнего российского руководства это значило очень много. Это было вступление в общеевропейскую семью. Россия, освободившаяся от советского прошлого, нуждалась в обретении нового "я" на международной арене. Поскольку вопрос о ее членстве в ЕС и НАТО не стоял, оставался Совет Европы. Кстати говоря, СЕ тоже кое-что выиграл. Ведь Россия, как самая большая страна — член организации, платит самые большие взносы.
— В чем состоят выгоды для России от членства в ЕС и в чем — издержки?
— Начну с выгод. Главная из них заключается в том, что Россия может использовать трибуну организации для того, чтобы донести свою точку зрения до представителей всех стран Европы. Вспомним хотя бы выступление в ПАСЕ покойного патриарха Алексия II. Конечно, не всем понравилось то, что он сказал, но другой крупной трибуны для изложения Западу своего видения ситуации у России сегодня нет.
Конечно, издержки тоже есть. Россия постоянно находится под шквальным огнем критики. Особенно по этой части стараются представители Грузии, Прибалтики, Польши. Но это можно и потерпеть. В конце концов, в Совете Европы представлены разные точки зрения и практически все страны континента. Но сводить работу той же ПАСЕ исключительно к антироссийским выкрикам все же нельзя. В ней есть и представители менее антироссийски настроенных стран, там достаточно вменяемых людей.
— Что представляет собой сегодняшний Совет Европы?
— Иногда складывается ощущение, что это просто какая-то говорильня, где не принимается никаких решений. Однако СЕ полезен именно как площадка для обмена мнениями. Это единственный культурно-цивилизационный клуб, где присутствуют практически все страны, так или иначе принадлежащие к европейской цивилизации. В НАТО входят не все, в Евросоюз — тоже не все. А в Совет Европы только Белоруссия пока не вошла.
— Что такое Совет Европы для той же Германии и других ведущих стран континента?
— Сегодня в Германии, да и в других ведущих странах континента, членству в СЕ придают не так уж много значения. Однако это не отменяет того факта, что организация выполняет своего рода функцию "инквизиции Европы". В ее задачи входит распространение демократии в том смысле, как ее понимают в Старом Свете.
Европа в наши дни отличается от того, что было раньше. В центре политики больше не находятся несколько отдельных борющихся друг с другом держав. Есть мощный Евросоюз, который воспринимается как нечто стабилизирующее, избавляющее от войн и конфликтов. И расширение демократии воспринимается как расширение той зоны, где нет места войнам. Где есть общие ценности — там нет места вооруженным конфликтам. Во всяком случае, так это видится в Европе.
— Выходит, Европа воспринимает Россию как свою составную часть?
— В большинстве своем — безусловно. В противном случае та же ПАСЕ не критиковала бы ее столько. Китаю, например, столько не достается. Не достается именно потому, что его, в отличие от России, европейцы не считают частью своей цивилизации. В конце концов, Россия сама выбрала путь вступления в Совет Европы. А раз так, пусть терпит…
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.