Запад намерен призвать режим Лукашенко к ответу за разгон акции оппозиции 19 декабря. В связи с этим Парламентская ассамблея ОБСЕ намерена создать международную комиссию по расследованию этих событий. Понять негодование Запада можно: те громадные деньги, которые вложили западные спецслужбы в дело свержения "последнего диктатора Европы", оказались неэффективными. В чем же причина? И может, на сей раз у Запада появился шанс это сделать? На эти и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил живущий в Белоруссии политолог Дмитрий Родин.
— Практически все методы по расшатыванию режима Лукашенко неэффективны. Максимум, на что способна Европа и Запад, это ввести санкции на поставку нефтепродуктов из Белоруссии в ЕС, и в первую очередь дизельного топлива в Голландию и Великобританию.
Запад давно бы на это пошел, но он не хочет. Во-первых, белорусское топливо по качеству не уступает западному, но стоит в два раза дешевле. Во-вторых, против введения таких санкций прибалтийские страны. И в первую очередь, Латвия и Литва. Дело в том, что они в значительной степени кормятся за счет Белоруссии. Прежде всего я имею в виду загрузку их портов белорусской продукцией и венесуэльской нефтью, предназначенной для переработки на местных нефтеперегонных заводах. Для них такой транзит является едва ли не единственным спасением в условиях финансового кризиса.
— Сейчас у местных и европейских оппозиционеров модно сравнивать ситуацию с Египтом и Тунисом. Но неужели белорусский народ настолько обнищал?
— Подобное сравнение в корне не верно. По крайней мере, белорусский народ не голодает. В этом-то и залог устойчивости "режима". Да, в Белоруссии зарплаты невысокие, но и жизнь здесь совсем другая, в том числе и стоимость товаров и продуктов питания. Не случайно те же литовцы и латыши вовсю скупают белорусскую сельскохозяйственную продукцию.
Не случайно за Лукашенко голосуют в первую очередь те, кто близок к земле. Или другой момент: белорусские соседи уже забыли о том, что можно получить квартиру. Не купить, а именно получить от государства. В Белоруссии такое жилье получают бюджетники, многодетные семьи и другие льготные категории. Причем в условиях кризиса строительство такого жилья только усилилось.
— Западники критикуют белорусскую экономику за ее неэффективность. Так ли это?
— Если применять западные лекала, то ничего эффективного, кроме как на Западе, больше нигде нет. Ведь что критикуется западниками в первую очередь в устройстве белорусской экономики? Говорят про "отрицательное сальдо" — Белоруссия покупает за рубежом больше, чем продает, что население там проедает государственные деньги. Но разве плохо то, что Белоруссия является социально ориентированным государством? Вот такой вот "кровавый режим".
Или другое утверждение: дескать, "эффективные предприятия поддерживают за свой счет неэффективные". Под последними подразумевается сельское хозяйство. Но тут не следует забывать, что Белоруссия как осколок СССР сохранила плановое хозяйство и в рамках плановой экономики поддержать одну отрасль за счет другой — не самое плохое решение. По крайней мере, оно позволяет избежать разорения тех или иных предприятий.
В результате белорусское село не деградировало, оно дает продукт, востребованный не только внутри Белоруссии, но и за ее пределами.
Конечно, с точки зрения либеральных экономистов это какая-то утопия. Но почему-то эта "утопия" довольно эффективна, если сравнить ситуацию с соседними странами. Как бы там ни было, в результате экономика работает, люди заняты, работают, и у них нет особых причин ненавидеть Лукашенко.
— Вероятно, поэтому в Белоруссии криминала гораздо меньше, чем в соседних странах?
— В том числе. Причем здесь почти начисто отсутствует такое понятие, как "этнический криминал" и "организованная преступность". Во-первых, против них велась очень жесткая борьба, в которой "братки" были уничтожены физически. Руководство силовых структур просто забивало с ними "стрелки", на которых бандитов расстреливали. Те, кто такой участи не желал, либо вернулись к нормальной жизни, либо перебрались в соседние страны. Это касалось как чисто белорусских, так и этнических организованных преступных группировок (ОПГ).
Отсутствие этнической преступности также обусловлено тем, что власти, мягко говоря, не приветствуют приезд гастарбайтеров. И их отсутствие позволяет почти полностью трудоустроить самих белорусов.
Очень жестко здесь борются и с наркоманией. Например, за найденные два грамма конопли элементарно можно получить восемь лет тюрьмы. Если же преступления еще более тяжелые — можно получить и "вышку". Да, Белоруссия остается единственной европейской страной, где за "тяжелые" преступления можно получить расстрел.
— А как в Белоруссии население относится к той же милиции?
— Конечно, я бы не стал рисовать идиллическую советскую картинку любви простого народа к милиционерам, но милицию здесь уважают и не боятся. Она реально и довольно эффективно работает. Причем Лукашенко выдрессировал ее так, что она не берет взяток. Соответствующим индикатором является автоинспекция. Причем еще на стадии подготовки милиционеров, когда они еще являются курсантами, им внушается, что в первую очередь они служат народу, и в них воспитывают патриотические ценности.
Читайте также: Россияне в застенках белорусского режима
Или взять ту же армию. Если в середине 1990-х годов здесь также был разгул дедовщины, то стоило Лукашенко посадить за это нескольких генералов, как все изменилось. И если бы это было не так, то оппозиция обязательно раскрутила имеющиеся факты против Лукашенко.
То же самое и в отношении важнейших ответственных должностных лиц. Например, оказывалось так, что вдруг у кого-то появился шикарный особняк. Причем чиновник не смог доказать то, что деньги на его возведение он получил законным путем. Здесь с коррупцией борются не по декларациям доходности, а по расходам. Купил — изволь отчитаться, откуда денежки. Поэтому никто в Белоруссии не кичится богатством.
Не случайно недавно Лукашенко провел экскурсию в одном из исправительных учреждений для собственных чиновников, показав им наличие свободных камер.
— Получается, в Белоруссии нет коррупции?
— Коррупция есть везде, только в разных странах она различается. Например, в Белоруссии бывали случаи, когда сажали врачей, выписывавших за 20 долларов "липовый" больничный лист. Но такой системы "откатов", мародерства чиновников, как в некоторых соседних странах, здесь нет. И дело даже не только в том, что за взятку можно схлопотать "вышку". Просто белорусский чиновник не имеет реальной власти над собственностью, и он не может принять те или иные решения, которые бы гарантировали ход дела в нужном направлении.
Есть у нас и так называемые "олигархи". Правда, настоящие олигархи из соседних стран вряд ли с ними даже бы поздоровались. Например, как утверждает прозападная оппозиция, господин Пефтиев, "сидящий" на поставках вооружений за рубеж, нажил аж миллиард долларов. Допустим даже, что это так, хотя никто до сих пор не привел убедительных фактов относительно существования его богатства. В любом случае в Белоруссии нет такой пропасти между богатыми и бедными, как в соседних странах.
Приведу пример: кое-кто в России заикнулся о приобретении белорусского МАЗа. Но тут же получил от Лукашенко ответ, что контрольный пакет этого предприятия останется в руках Белоруссии. Иными словами, важнейшие экономические решения все равно остаются за Батькой.
Стоит ли удивляться тому, что стоимость прокладки тех же дорог в Белоруссии в разы ниже, чем во многих других странах, а по качеству они не уступают европейским? Что касается Лукашенко, то он сам задает белорусскому народу пример. Напомню, что почти все свое время нахождения у власти он конфликтовал с Западом.
Последний грозился отобрать у него собственность и деньги, которые якобы находятся за пределами Белоруссии. Возможно, так бы и случилось, если бы их нашли.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.