Минувшей ночью глава МИД Польши Радослав Сикорский признал, что причиной катастрофы самолета президента страны Леха Качиньского стала ошибка экипажа. Правда без выпадов в адрес России все равно не обошлось.
"Польские пилоты явно допустили ошибку, они не должны были осуществлять посадку в тумане, сколько бы мы это ни отрицали", — сказал Сикорский. Глава польской дипломатии также выразил несогласие с мнением брата погибшего президента и лидера оппозиции Ярослава Качиньского, что предположения о виновности экипажа вредят репутации Польши и оскорбляют польских летчиков.
"По мнению лидера "Права и справедливости" (Ярослава Качиньского — Ред.), пилот, являясь поляком, не мог совершить ошибку, поэтому утверждения о том, что была допущена ошибка, непатриотичны. К сожалению, мы знаем, что наши пилоты совершают ошибки", — подчеркнул глава польской дипломатии.
Собственно говоря, к такому же выводу пришли и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследовавшие причины трагедии под Смоленском. Однако по странному стечению обстоятельств им Сикорский почему-то не доверяет. "Не надо придавать особого значения пресс-конференциям, посвященным смоленской катастрофе, которые организовываются в России. Для нас важным будет отчет польской стороны", — отметил польский чиновник.
Читайте также: Борт Качиньского — бомба замедленного действия
Далее последовало обвинение в том, что в России, мол, нет привычки признавать собственную вину. "Россияне смотрят на это из другой перспективы. Для нас это был самый большой шок за многие десятилетия, а они не чувствуют этого до мозга костей, как это делаем мы. И у них нет привычки признавать свою вину", — пояснил Сикорский.
Наконец, в качестве истины в последней инстанции министр объявил будущий польский доклад, который наверняка обличит российских диспетчеров. "Россияне должны быть благодарны, если польский доклад покажет, что работа диспетчеров нуждается в корректировке, так как россияне также нуждаются в том, чтобы полеты были безопасными. У нас общие интересы. Проблемы начинаются тогда, когда вмешивается политика", — заключил Сикорский.
Похоже, что в Польше никак не могут свыкнуться с тем, что к страшному исходу полета Ту-154 привели именно действия тех, кто находился на борту. Поляки ставят под сомнение выводы российских экспертов, требуют оригиналы всех документов с обязательным переводом на польский язык. Особенное возмущение в Варшаве вызывает та часть доклада МАК, где говорится, что на пилотов оказывало давление присутствие в кабине пилота главкома ВВС Анджея Бласика, который, возможно, был пьян.
Впрочем, начиная с прошлой недели с наиболее не понравившейся полякам частью доклада МАК может ознакомиться любой желающий. Издание Nasz Dziennik полностью процитировало ее. Из данного фрагмента следует, что на действия главкома, которые и могли привести к роковой ошибке, обратили внимание… польские эксперты.
"В соответствии с международной практикой, расследование проводилось по принципу многофакторности. К работе были привлечены высокопрофессиональные эксперты, в том числе и из Республики Польша. Именно польские авиационные эксперты по записи бортового речевого самописца определили, что генерал Анджей Бласик находился в пилотской кабине при полете самолета на посадочной прямой", — говорится в документе.
"Техническая комиссия пришла к выводу, что одной из составляющих цепи причин происшествия явилось присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, что оказало психологическое давление на принятие решения командиром воздушного судна о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки "во что бы то ни стало", — отмечается в докладе МАК.
"Следует отметить, что, по имеющимся данным, факты оказания давления на пилотов 36-го специального транспортного полка Республики Польша со стороны высокопоставленных пассажиров имели место и ранее", — говорится в документе. Возможно, имеется в виду история августа 2008 года, когда Лех Качиньский, несмотря на погодные условия, любой ценой требовал посадить самолет в Тбилиси. Как написала польская пресса, не пожелавшего рисковать пилота уволили.
А следующее положение и вовсе опровергает предположение о том, что огромная часть вины лежит на российских диспетчерах. "Безучастность командующего ВВС Республики Польша А. Бласика к разрешению возникшей крайне опасной ситуации оказала влияние на формирование решения командира воздушного судна о снижении ниже высоты принятия решения без установления контакта с наземными ориентирами", — отмечается в документе. То есть, с диспетчерами никто на борту самолета не разговаривал.
В то же время пассаж об обнаружении в крови Бласика алкоголя из доклада изъяли, о чем было сказано отдельно. "Относясь с уважением и искренним сочувствием к пожеланиям вдовы генерала Анджея Бласика, а также учитывая, что следственные органы Российской Федерации располагают материалами судебной медицинской экспертизы, на официальном сайте МАК оставлены только материалы, непосредственно подтверждающие выводы Окончательного отчета. Остальные материалы останутся в базе данных МАК", — отмечается в отчете.
Вернемся к словам Сикорского о том, что россияне не хотят признать собственную вину. Ничего, кроме удивления, а то и смеха, они вызвать не могут. Власти России неоднократно извинялись за расстрел польских офицеров в Катыни. Они не раз публично сожалели и о насильственном установлении в Польше социализма. А последний год из России постоянно доносились голоса, что не стоит политизировать расследование смоленской катастрофы.
А что Польша? Говорить о расстреле десятков тысяч красноармейцев и белогвардейцев в 1920 году ее власти не хотят. В стране по-прежнему работает представительство так называемой Ичкерии. Из Варшавы то и дело доносятся слова о том, что Россия должна бесконечно каяться. Апофеозом этой кампании стала попытка свалить вину за гибель самолета Леха Качиньского на российскую сторону. Так кто же не хочет признать вину? И кто политизирует расследование? Такое впечатление, что пан Сикорский просто взял и перевернул все с ног на голову.
Последнее заявление главы польской дипломатии прокомментировал "Правде.Ру" генеральный директор Центра политической экспертизы Сергей Михеев:
"Руководству Польши хочется иметь рычаги давления на Россию. Раньше эту роль выполняло Катынское дело, обсасывание которого приняло форму долгосрочной политической спекуляции. И многие польские политики откровенно расстроились, когда власти России признали ответственность за события 1939-1940 годов. Козырь для давления на нас из рук выпал.
А что до попыток переложить на нас хотя бы часть вины за трагедию под Смоленском, то тут удивляться не приходится. Полякам крайне трудно признать, что они сами виноваты в гибели почти всей политической и военной элиты собственной страны. Если польские политики скажут все как есть, они распишутся перед избирателями в своей недееспособности. Мол, какие мы балбесы! Вот и остается кивать на Россию.
Слова Сикорского о нашей якобы неспособности признать вину — это просто верх цинизма. За последние двадцать с небольшим лет Россия просто устала каяться и перед Польшей, и перед другими и за то, что делала, и за то, к чему и вовсе отношения не имеет. А вот из Варшавы еще ни одного покаяния не раздавалось, хотя за много веков российско-польских отношений случалось всякое. Так что это не мы, это поляки категорически не хотят признавать, что хоть в чем-то виноваты.
Как нам реагировать на подобные выпады? Конечно, будет правильным сказать, что Польша — относительно небольшая (по сравнению с Россией) страна, страдающая многочисленными комплексами. И не всегда стоит на нее реагировать. С другой стороны, поляки уже переходят все возможные грани. И по этой причине России следует перестать вести себя как побитая собака и предъявить Польше встречные претензии. И за 1920 год, и за многое другое.
За последние 20 лет нам часто приходилось слышать, что мир изменился, что он прекрасен, что надо дружить. Но это неправда. Геополитические интересы никуда не делись. Россия и Польша были соперниками на протяжении многих веков, они остаются таковыми и сейчас. Меняется время, меняется риторика, но российско-польское противостояние осталось. И все заявления поляков по поводу смоленской трагедии следует рассматривать именно в этом контексте.
Сколько бы мы ни сделали — Польше будет мало. Даже если предположить, что Россия утопится в Северном Ледовитом океане — поляков это тоже вряд ли удовлетворит. Следует отбросить в сторону эмоции, отказаться от бесконечных раскаяний времен перестройки и вспомнить о своих национальных интересах. В том числе и на польском направлении".
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.