Беспорядки перекинулись и на богатые нефтью арабские страны. В ходе столкновений с полицией в Бахрейне 14-15 февраля погибли по меньшей мере двое протестующих. В чем же причина такой нестабильности Бахрейна? Казалось бы, такое одному из богатейших "нефтяных котов" Персидского залива в принципе не грозит.
Впрочем, несмотря на внешний блеск, не все так благополучно в этой стране. Большую часть его населения составляют шииты, в том числе и переехавшие сюда на заработки из Ирана. Немало здесь переселенцев и из других стран. Как результат — 15 процентов трудоспособного населения являются безработными.
Заметим, что нынешняя вспышка насилия стала для властей неожиданностью. Так, министр иностранных дел Бахрейна Халид бин Ахмад бин Мухаммад аль-Халифа заявил, что оснований для насилия нет, так как проведение митингов и любых других акций протеста законами королевства не воспрещается.
Впрочем, беспорядки вызваны и тем, что большинство населения страны недовольно тем, что власть находится в руках суннитского меньшинства, которое от общей массы составляет менее 20 процентов. В результате основная часть богатств от добычи нефти оседает в карманах суннитов, тогда как всем остальным, особенно шиитам, доля которых от общего населения приближается к 70 процентам, достается меньше всех.
Сейчас власти используют для умиротворения протестующих не только кнут, показавший свою слабую эффективность на примере Египта, но и пряник. Власти королевства заявили о том, что выдадут каждой семье по 2700 долларов, понизят цены на продукты питания и увеличат социальные пособия.
Вот только удовлетворятся ли этим шииты, которые и составили костяк недовольных? Сомнительно. Не случайно король Бахрейна Хамад бин Иса аль-Халифа обвинил в организации беспорядков иранские спецслужбы, которые якобы и срежиссировали выступления оппозиции.
Напомним, что Иран фактически не признает Бахрейна в том виде, в котором он существует, утверждая, что острова, входящие в состав этого государства, принадлежали древнему персидскому государству Сасанидов еще с IV века нашей эры и что персы утратили над ними контроль только из-за происков западных колонизаторов, сначала португальских, а потом британских.
Отчасти понять иранцев можно. Ведь независимость территории, которую они считают своей, как утверждают сами персы, дали англичане. Тем самым они заложили бомбу замедленного действия под фундамент стабильности всего региона в целом.
С 1970 года шахский Иран открыто претендовал на Бахрейн и ряд других островов в Персидском заливе. Однако правящая династия Пехлеви договорилась с англичанами "не продолжать" своих претензий на Бахрейн в случае удовлетворения их "прочих требований".
Несмотря на туманность подобной формулировки, пока в Иране правил шах, осложнений удавалось избегать. Однако после исламской революции 1979 года аятоллы аннулировали многие соглашения шаха с Западом, в том числе и касающиеся Бахрейна.
И было бы наивно полагать, что Иран, претендовавший на контроль за этими территориями раньше, отказался от них теперь, когда там обнаружены богатые нефтяные месторождения.
Читайте также: Египет поностальгирует по Мубараку
Не случайно, аятолла Хомейни не уставал повторять, что рано или поздно "продажные проамериканские режимы падут". И в первую очередь это относилось к Бахрейну. Уже в 1981 году шииты-радикалы из Исламского фронта освобождения Бахрейна попытались свергнуть короля. Их действиями руководил Худжатуль Ислам аль-Хади Мударриси. Это был авторитетный среди шиитов выходец из Бахрейна, живший в Иране.
И хотя эта попытка потерпела поражение, шииты остались беспокойным элементом в королевстве. В 1994 году они спровоцировали волну беспорядков, выражая недовольство против того, что в Бахрейне женщинам разрешили участвовать в спортивных соревнованиях.
Ситуация в этой стране не может не волновать американцев. Бахрейн не только дает Западу нефть, но и обеспечивает американское военное присутствие. Удастся ли правящей в стране династии справиться с волной беспорядков? Ведь падение монархического режима в Бахрейне может спровоцировать соответствующие "нефтяные революции" во всех монархиях Персидского залива…
Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделился арабист из Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко:
"Разумеется, в последние десятилетия шииты являются очень беспокойным элементом. Однако списывать их выступления исключительно на Иран не стоит. Разумеется, король Бахрейна подобными заявлениями преследует вполне определенные цели — спихнуть болезнь с больной головы на здоровую. В принципе, это своего рода традиция для правителей многих арабских стран.
Ведь если население довольно своей жизнью, то что бы ни делали иностранные спецслужбы, им не удастся дестабилизировать ситуацию. В Бахрейне же почва для этого есть. Однако можно с большой долей уверенности говорить о том, что королю и на этот раз удастся заглушить недовольство, поскольку в его руках находятся колоссальные денежные ресурсы. Недовольным бросят кость с королевского стола, и они на время избавят Его Величество от неприятностей".
Но будет ли так продолжаться до бесконечности? В то время как население Бахрейна продолжает заметно расти (хотя и не такими темпами, как в том же Египте), доходы на душу населения падают. В том числе, из-за истощения нефтяных месторождений. И рано или поздно у бахрейнского монархического режима возникнут серьезные неприятности.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.