Итак, египетский тиран пал. 10 февраля под давлением массовых протестов оппозиции правивший Египтом 30 лет Хусни Мубарак заявил о сложении с себя властных полномочий. Напомним, что волнения в стране стали нарастать после свержения в середине января тунисского президента Бен Али. Не прошло и месяца, как та же участь постигла и Мубарака.
Для многих кровавые беспорядки в прежде мирном туристическом Египте стали шоком. То, что произошло, неудивительно. Плодами "демократии по Мубараку" пользовались лишь считаные проценты египтян, сконцентрировавших в своих руках доходы от туристического бизнеса, добычи природных ресурсов и транзита судов через Суэцкий канал.
Неблагоприятный прогноз развития событий для египетского режима "Правда.Ру" дала еще в декабре 2010 года. Дело в том, что последние годы кризис в стране нарастал. Не случайно к этому времени больше половины египтян можно было считать бедными, причем каждый пятый житель страны находился за чертой бедности.
Параллельно наблюдался рост оппозиционных настроений. Однако власть предпочитала не замечать этого. Мубарак старался не пускать настоящую оппозицию в парламент, сосредоточив власть в своих руках. Многие партии в стране были запрещены, включая тех же "Братьев-мусульман". Однако даже при таком раскладе они умудрялись попадать в парламент, избираясь как независимые кандидаты. Причем постепенно увеличивали там свое присутствие и, пользуясь этим, стали пытаться проводить свою политику. Причем в чем-то они заметно преуспели.
Например, набрали большую популярность среди народных низов за счет того, что пытались протолкнуть защищавшие их законы и в прямом смысле слова подкармливали бедняков, устраивая для них бесплатные обеды. Немалую популярность они получали и за счет политической демагогии, направленной против Израиля. Например, своими угрозами могли сорвать визит в Египет израильского министра иностранных дел Авигдора Либермана.
Испугавшись роста "исламистской угрозы", Мубарак просто не пустил их в парламент во время выборов, проведенных в конце ноября - начале декабря 2010 года. Сами "Братья" заявили о том, что власти оказывают на их кандидатов беспрецедентное давление, фальсифицируют результаты голосования, и бойкотировали это самое голосование, обещая в скором времени достойно на это ответить.
Причем руководство "Братьев" проявило удивительную для исламистов гибкость, вступив в коалицию против Мубарака со всеми представителями оппозиции, в том числе с либералами, левыми и даже христианами-коптами. Это единство и помогло в конечном итоге сбросить ненавистного президента.
Как и ожидалось, власть в свои руки взяли военные в лице Высшего совета вооруженных сил, возглавляемого верным человеком Мубарака, министром обороны Мухаммадом Хусейном Тантауи. В настоящее время отменена прежняя конституция Мубарака и распущен парламент, который в нынешнем составе просуществовал считаные месяцы. И сейчас от военных ожидают, что максимум через шесть месяцев они обеспечат проведение в стране свободных и демократических выборов и передадут власть легитимному правительству.
Правда, когда состоятся выборы, еще не ясно. Кэмп-Дэвидские мирные соглашения 1979 года между Египтом и Израилем остаются в силе. Пока же у власти находятся военные, Израилю опасаться нечего. Практически все высшие представители египетских вооруженных сил сидели "за одной американской партой" вместе со своими израильскими коллегами. И совместное обучение в стенах американских академий дало плоды. Однако никто не даст гарантии того, что так будет и дальше, когда Высший совет вооруженных сил передаст власть гражданским.
В этом смысле показательно заявление, сделанное Эхудом Бараком, который призвал египтян не торопиться с выборами. Опасения израильтян вполне обоснованны: они боятся повторения печального опыта Сектора Газы, в котором к власти пришли исламисты из ХАМАС.
В связи с этим оппозиции стоит опасаться того, что плоды революции у нее могут отобрать военные. Дело в том, что последние отнюдь не гарантируют демократизации Египта в течение шести месяцев. Высший военный совет Египта не скрывает, что "переходный период будет длиться либо шесть месяцев, либо вплоть до проведения президентских выборов".
Когда могут быть проведены последние, военные не указывают. Однако затягивание с выборами может привести к еще большей радикализации ситуации и ее развитию по алжирскому сценарию: военные отказываются проводить выборы, ссылаясь на "особый момент", а исламисты развязывают террор.
Казалось бы, печальный опыт их алжирских собратьев должен остановить "Братьев-мусульман". Однако не для того они почти сто лет ведут борьбу за власть, чтобы вручить ее проамериканским и произраильским ставленникам.
У алжирских военных были козыри, которых нет у их египетских коллег. Во-первых, они располагали огромными средствами от продажи на Запад энергоресурсов. И, во-вторых, зависящие от алжирских нефти и газа западные страны фактически поддерживали хунту.
В случае с Египтом ровным счетом все наоборот. В наследство от Мубарака военным достались нерешенные социальные проблемы при отсутствии серьезных ресурсов и помощи Запада. Более того, в случае затягивания с выборами египтяне могут лишиться прежней американской помощи в размере полутора миллиардов долларов ежегодно. Поэтому будущее Египта весьма и весьма туманно.
Ясно одно: в своем нынешнем состоянии, с дестабилизированной демографическим взрывом экономикой, страна будет и дальше катиться в сторону нестабильности. И не исключено, что египтяне еще будут с ностальгией вспоминать "эру спокойствия Мубарака".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.