После событий в Тунисе мощные антиправительственные выступления потрясли еще одну арабскую страну — Иорданию. Превентивные меры, предпринятые королем Абдаллой II после свержения тунисского президента Бен Али, среди которых были снижение цен на основные продукты питания и выделение полумиллиарда долларов на различные социальные проекты, не смогли погасить протестных настроений.
Тысячи людей вышли на улицы, протестуя против ухудшения условий жизни и коррупции и требуя отставки правительства. Против власти, как и в египетском случае, объединились практически все представители оппозиции, начиная от умеренных профсоюзных деятелей до левых и исламистов.
Итогом этих выступлений стало то, что король отправил в отставку кабинет Самира Рифаи. На его место он назначил одного из самых влиятельных силовиков, "человека из спецслужб" Маруфа Бахита, поручив ему проведение политических и социально-экономических реформ.
Несмотря на то, что большинство оппозиционных партий страны согласились с ним сотрудничать, влиятельный исламистский "Фронт исламского действия" отказался это сделать. В первую очередь, радикалов не устроило то, что король сохранил свою власть при назначении премьер-министра. Исламисты в данном случае рядятся в тогу демократов. Они призывают короля сформировать "правительство национального спасения", предлагая выбирать главу кабинета министров всеобщим голосованием.
Король на это не соглашается, понимая, что в этом случае он станет в стране декоративной фигурой и утратит влияние на политические процессы. В связи с этим исламисты намерены усилить в ближайшее время антиправительственные выступления.
Напомним, что еще совсем недавно западные аналитики преподносили Иорданию как пример стабильности и экономической развитости среди арабских стран. И хотя здесь практически нет нефтяных месторождений, Амман активно развивает туризм, в том числе и лечебный. Кроме того, у страны довольно большой потенциал для развития сырьевого сектора экономики. Иордания является одним из важных производителей фосфоритов в мире. К этому надо добавить и недавно открытые крупные месторождения природного газа и урана.
Не случайно, что здесь не так много людей, живущих за чертой бедности. Если в Египте таковых 40 процентов, в Йемене — более половины, то в Иордании, согласно данным статистики, людей, живущих менее чем на два доллара в день, насчитывается всего 3,5 процента (по данным оппозиции — 25 процентов). Причем даже западные правозащитники говорили о том, что по уровню демократии и соблюдению прав человека эта страна заметно выделяется на общем безрадостном ближневосточном фоне.
Однако в последнее время здесь также обострились социальные проблемы. Даже официальные власти говорят о том, что в стране насчитывается более 15 процентов безработных (оппозиция заявляет, что таковых — более 30 процентов). Ситуация усугубляется тем, что страну наводнили сотни тысяч трудовых мигрантов из стран Юго-Восточной Азии и Египта, а также беженцев из Ливана и Ирака. Не в пользу Иордании играет и демографическая ситуация. И хотя прирост населения здесь заметно ниже, чем в Йемене, тем не менее, он не такой маленький. Уже сейчас его численность приближается к 6,5 миллиона человек, и ежегодно, по данным источников из соседних арабских стран, оно прибавляет по 150 тысяч человек.
Есть и другие проблемы — ограниченность водных ресурсов, и, как следствие этого, сельское хозяйство не способно удовлетворить потребностистраны в продовольствии. С другой стороны, положение Абдаллы II гораздо устойчивее, чем положение того же Мубарака. В отличие от Египта, Запад, в том числе и США, не отказался от поддержки действующей власти. Так, например, на днях Вашингтон перечислил Амману по меньшей мере 0,66 миллиарда долларов помощи. Не остался в стороне и Пекин, который в ближайшее время обещал выделить Иордании не менее 150 миллионов долларов.
Насколько устойчива при таком раскладе власть короля? Этот вопрос "Правда.Ру" задала арабисту Сергею Демиденко из Института стратегических оценок и анализа.
"Нынешние выступления являются для короля Абдаллы тревожным звонком, поскольку при определенных условиях их может поддержать большая часть населения страны. Как известно, большую его часть составляют палестинцы. Многие из них связаны со своими собратьями, состоящими в радикальных организациях "Исламский Джихад" и ХАМАС.
Читайте также: Йеменские исламисты оставят Европу без нефти
Большую часть радикалов из страны в ходе событий "черного сентября" 1970 года удалось изгнать. Однако это не значит, что многие палестинцы прекратили им сочувствовать. Для них представители Хашемитской династии — предатели и лакеи сионистов.
Показательным в этом отношении было и то, что именно через Иорданию, а не через Сирию, в первую очередь в Ирак проникали в последнее время боевики. Дополнительным доказательством того, что позиции исламистов не так уж слабы, служит тот факт, что они в 2005 году осуществили громкий теракт, взорвав отели в Аммане. Хотя они и не настолько сильны, чтобы сейчас сбросить Абдаллу.
Однако база для антиправительственных выступлений все же есть довольно существенная. Несмотря на то что на Западе пытаются представить Иорданию как успешное государство Ближнего Востока, это не совсем так. Проблемы там те же самые, что и в других странах региона: демография, занятость, невысокий уровень доходов, коррупция. Пусть и не в таких масштабах, как в других странах. Как ни крути — страна эта бедная, не имеющая нефти. Поэтому иорданская экономика довольно шаткая. Не случайно прежний король Хусейн провозгласил лозунг: "Единственный капитал нашей страны — люди".
Прежде так называемое "процветание" Иордании было обусловлено поставками дешевой иракской нефти. В обмен на это благодарные иорданцы всегда поддерживали Саддама Хусейна. После свержения последнего встал вопрос, как быть дальше, поскольку страна была не в состоянии покупать нефть по рыночным ценам. Ситуацию сгладили государства Персидского залива, согласившиеся помогать Иордании вместо Ирака.
Однако в условиях кризиса они пересмотрели прежние расценки на "черное золото", что сказалось на иорданской экономике довольно болезненно. К тому же в этот период просели бюджеты всех третьих стран, так что Иордания здесь не является исключением.
Что касается протестов в этой стране, то пока власть Хашемитской династии довольно устойчива. Протестующие пока что пробуют силы и не требуют ухода Абдаллы. Им удалось добиться смены правительства. Однако нельзя считать это признаком слабости со стороны короля, скорее наоборот. Во главе кабинета министров он поставил вовсе не того человека, которого бы желали видеть его противники, а довольно одиозного силовика, бывшего начальника иорданской разведки".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.