Территориальные претензии Эстонии

День территориальных претензий Эстонии к РФ

Эстония 2 февраля отметила 91-ю годовщину подписания Тартуского мирного договора с Советской Россией. В стране состоялись мероприятия, посвященные этой дате. Глава МИД Урмас Паэт вспомнил о храбрости эстонских солдат, противостоявших в 1919–1920 годах большевикам. "Если бы эстонский солдат был менее стойким и бесстрашным, не получилось бы ни такого удачного договора, ни государства с таким быстрым развитием", — сказал Паэт.

Правда, относительно "стойкости" и "бесстрашия" эстонцев есть немало вопросов. В чем-то они действительно преуспели. Успешно изгнав большевиков со своей территории, эстонское руководство решило добиться для себя выгодного мира путем ведения боевых действий на российской территории.

Так, 1-я эстонская дивизия участвовала в Первом походе белогвардейцев на Петроград (май-август 1919 года). Благодаря эстонской помощи, к примеру, были взяты города Ямбург и Псков. Однако территориальные приобретения были получены от России все-таки иным способом. Когда дела у белых не заладились, в сентябре того же года за спиной генерала Николая Юденича они начали сепаратные переговоры с красными.

Читайте также: Российский счет Прибалтике

А когда провалился и Второй поход Юденича на Петроград (октябрь-декабрь 1919 года), они и вовсе сдали своих белогвардейских союзников. Выгодно продав последних Ленину (по условиям советско-эстонского соглашения, Северо-Западная армия Юденича должна была быть расформирована), по Тартускому договору Эстония получила города Печоры, Изборск, Ивангород, а также 15 миллионов рублей золотом и лесную концессию в РСФСР площадью в один миллион десятин.

Утраченные территории были возвращены России в 1940 году. Впрочем, многие в Эстонии мечтают об их возвращении. О том, что это не просто мечтания рядового обывателя, говорит тот факт, что в канун очередной годовщины Тартуского мира были отчеканены монеты с изображением карты страны. Причем Печорский район Псковской области России обозначен как эстонская территория.

Правда, сейчас претендовать на него Эстония не в силах, а старший брат в лице США и НАТО занят умиротворением Афганистана. В этом смысле показательно заявление министра обороны страны Яака Аавиксоо. Прежде он яростно отстаивал идею демонтажа "Бронзового солдата", требовал увеличения военных расходов для защиты от возможной агрессии со стороны России, участвовал в слетах ветеранов-эсэсовцев. Причем осенью 2008 года он сравнивал Россию с живущим в лесу диким медведем, который войной в Южной Осетии доказал, что Россия и Запад не принадлежат к одной цивилизации.

Фото: AP

Но в годовщину Тартуского мира Аавиксоо заговорил совсем другим языком. "Очень многие люди воспринимают Россию, или из-за исторического опыта, или по какой-то другой причине, как-то слишком аллергически. Россия, к сожалению, на сегодняшний день не настолько наш друг, как мы бы того хотели. Но я категорически против того, чтобы в принципе представлять Россию как врага. Это ни к чему нас не приведет", — сказал министр обороны.

Какую роль играет Тартуский мир в современной эстонской политике? Насколько он влияет на развитие отношений Эстонии с Россией? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает один из лидеров защищавшего "Бронзового солдата" общественного движения "Ночной дозор" Максим Рева.

— Можно ли говорить, что Тартуский мир стал частью эстонского государственного мифа и главным национальным праздником?

— Говорить о главном национальном празднике было быпреувеличением. На сей раз все прошло достаточно скромно. В отличие от прошлогоднего юбилея, не было большой исторической конференции с участием высших должностных лиц. Что касается мифа, то это однозначно так. У власти в Эстонии находятся националисты, и в их глазах Тартуский мир — точка отсчета национального эстонского государства.

— Судя по всему, эстонские власти по-прежнему собираются строить отношения с Россией исходя из документа 91-летней давности…

— Действительно, это так. Возникает ощущение, что многие эстонские националистические политики застряли где-то в 1920-х годах. С тех пор, правда, прошли Вторая мировая война, Тегеранская и Ялтинская конференции. Современная Эстония требует возвращения себе исконно русских земель — Ивангорода, Печорского района с его знаменитым православным монастырем.

В эстонском обществе этой дате не придается такого большого значения — вспоминают о ней не так уж часто. В этом нет необходимости — эстонцы все равно относятся к России плохо, считают ее угрозой. О дате вспоминают политики и используют ее в своих целях.

— Почему Эстония, в отличие от Латвии, так и не отказалась от территориальных претензий к России, основанных на договорах 1920 года?

— Дело в том, что между двумя прибалтийскими странами здесь есть существенная разница. Латвия в большей степени ориентирована на Россию. Там всегда было больше российского капитала. Кроме того, сегодня там у власти находятся не такие отмороженные националисты. Сумма этих причин как раз и ведет к тому, что латвийское руководство сегодня озабочено выстраиванием отношений с Россией.

В Эстонии картина иная. У власти находится правонационалистическое правительство Андруса Ансипа. Ему выгодно и политически, и экономически поддерживать напряжение с Россией. Премьер за последние годы провел "зачистку" бизнеса, связанного с Россией, его зачастую брали под контроль с помощью грубых мер. Антироссийская риторика только добавляет ему популярности.

Фото: AP

Напомню, что Договор о границе между Россией и Эстонией, так же как и между Россией и Латвией, подписан был. Однако при его ратификации эстонские депутаты сослались как раз на Тартуский мир, тем самым фактически напомнив России о своих территориальных претензиях. Естественно, что в таком виде документ не мог вступить в силу.

— А как тогда трактовать последние миролюбивые высказывания министра обороны Аавиксоо?

— Это не более чем предвыборная риторика. У нас в стране 6 марта пройдут парламентские выборы, и представители власти хотят отобрать голоса у оппозиционной Партии центра, за которую в основном и голосуют русскоязычные жители страны. Но все похоже на то, что после выборов ситуация вернется на круги своя. И посыплется новый шквал обвинений в адрес России, новые напоминания о Тартуском мире.

Впрочем, на Эстонию в вопросе о границе с Россией и трактовке Тартуского мира давит Евросоюз. Нашу власть торопят с подписанием и ратификацией договора с Россией. Без него нельзя вести переговоры об отмене виз между РФ и ЕС, а также о строительстве нового моста между Нарвой и Ивангородом. Отсутствие договора о границе сегодня приводит к тому, что в очереди при въезде на действующий сегодня мост можно стоять по три дня. И все это — последствие спекуляций на Тартуском мире 1920 года.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить