Польcкий парламент 19 января соберется на специальное заседание для обсуждения хода расследования причин катастрофы под Смоленском борта № 1 Леха Качиньского. С докладами перед депутатами выступят премьер Дональд Туск и министр внутренних дел Ежи Миллер. От главы польского правительства ожидают, что он представит план действий, которые предпримет Польша в ответ на доклад МАК о причинах катастрофы от 12 января, охарактеризованный премьером как "неполный".
Ситуацию осложняет то, что нет единства в отношении случившегося и в самой Польше. Много претензий высказывается и в адрес ведущих польских политиков. Так, накануне брат погибшего под Смоленском Леха Качиньского Ярослав Качиньский, один из лидеров оппозиции, жестко раскритиковал Туска за запоздалую реакцию. Досталось и министру обороны Польши Богдану Клиху, который, по мнению оппозиционеров, не сделал ничего, чтобы "защитить честь погибших польских офицеров".
Речь в данном случае идет о том, что, согласно версии МАК, в крови погибшего на борту № 1 главкома ВВС Польши Анджея Бласека был обнаружен алкоголь.
Еще на прошлой неделе пресс-секретарь польского правительства Павел Грась заявил, что правительство готовит ответ на допущенные российской стороной "пробелы". В частности, чиновник обещал как можно скорее передать России замечания польских экспертов.
Варшаву также не устраивает, что Москва якобы не приняла некоторые польские замечания. Однако она надеется на позитивную реакцию российской стороны. В противном случае Грась не исключил того, что Польша рассмотрит иные сценарии, в том числе и обращение в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
Напомним, что ранее Дональд Туск выступал за начало переговоров с Россией относительно выработки общего российско-польского отчета. Правда, есть сомнения, что стороны смогут выработать единую позицию в силу разницы реакции сторон.
Тот же Туск надеялся на то, что расследование удастся продвинуть, опираясь на Чикагскую конвенцию, в которой оговорено поведение сторон при расследовании международных авиакатастроф.
Впрочем, ситуацию усложняет то, что ИКАО уже поспешила уклониться от рассмотрения сути польских претензий, поскольку, как заявил ее пресс-секретарь Денис Чагнон, эта структура занимается только гражданскими вопросами, а разбившийся под Смоленском Ту-154 совершал государственный полет, поскольку на его борту находилось высшее военно-политическое руководство Польши. В этой ситуации ряд польских политиков предлагает обратиться за содействием к США, а также в НАТО и Евросоюз.
Заметим, что Москва явно не согласна с мнением Варшавы относительно того, что вина за случившееся лежит на российских авиадиспетчерах. Именно в таком духе был выдержан доклад, сделанный 18 января польским министром внутренних дел Ежи Миллером.
По словам Миллера, авиадиспетчеры "действовали под большим давлением (чиновник не сообщил, кто именно на них "давил") и совершили много ошибок, не оказав поддержки экипажу во время подхода на посадку в трудных погодных условиях".
Кроме того, Варшава предложила свою видеореконструкцию произошедшего, на которой были видны кадры посадки на смоленском аэродроме первого польского самолета Як-40 с представителями СМИ на борту, которая якобы происходила без разрешения авиадиспетчеров. Остались у польской стороны и вопросы относительно "странного Ил-76", который якобы почти одновременно с Ту-154 также пытался совершить посадку в Смоленске.
Примечательно, что российская сторона тут же опубликовала ранее засекреченные стенограммы переговоров смоленских авиадиспетчеров. Изначально можно было предвидеть, что доклады не будут явно антироссийскими. Но успокоит ли это Польшу? И как после этого будет развиваться ситуация? Что ожидает и без того не простые российско-польские отношения в будущем? Ставя эти вопросы, нам следует учитывать то, что в наступившем году Польша станет председателем Евросоюза и может вынести обсуждение смоленской катастрофы на обсуждение всей Европы.
Ситуацию в интервью "Правде.Ру" комментирует исполнительный директор Международного клуба "Открытый диалог" Григорий Амнуэль, эксперт, вхожий в польские политические круги и находившийся в последние дни в Польше.
"Ситуация действительно непростая и для России, и для Польши, - свидетельствует эксперт. - Об этом говорит несколько нервная реакция как польских, так и российских политиков, как представителей общества Польши, так и России. Показательно в этом смысле и вчерашнее выступление российского министра Левитина.
Главная причина состоит в том, что постепенно количество вопросов по этой катастрофе не только не уменьшается, но, напротив, возрастает. Достаточно сказать, что они изложены польской стороной на 40 листах. И пока российская сторона, как считают в Польше, не дает на них ответы, которые бы устранили все сомнения.
Так что вчерашний доклад Миллера можно расценить как вполне ожидаемый. Разумеется, снятие грифа секретности российской стороной с переговоров авиадиспетчеров многими в Польше было расценено как хороший знак. Однако возникает вопрос: почему их сразу засекретили, а не сделали достоянием гласности раньше? Ведь это способствовало бы нормальному диалогу, исключив излишнюю подозрительность.
По поводу авиадиспетчеров. Как я уже говорил, вопросов у польской стороны столько, что можно издать целую книгу. Приведу для примера один: нам говорят, что высотомер на польском самолете был неправильно настроен и показывал летчикам не ту высоту, какую надо. Допустим. Но разве авиадиспетчеры не видели, что лайнер находится не в 400 метрах от земли, а в 100? Да, диспетчер говорил летчикам "уходите", но это было за несколько секунд до катастрофы, когда уже ничего нельзя было сделать.
И вот в Польше задаются вопросом, что же тогда произошло. Назвать поведение авиадиспетчеров непрофессиональным - язык не поворачивается. Ротозейством - вроде бы тоже. Что это? Непреднамеренная ошибка?
Одним из объяснений нынешнего поведения Москвы по данному делу считается то, что чиновники привыкли к ментальности российского населения, тогда как польское население привыкло к большей ответственности власти перед своими гражданами. Я замечу, что именно наличие гражданского общества в Польше позволило пережить стране страшную смоленскую катастрофу.
Читайте также: У поляков своя правда о Смоленске
И я бы не сказал, что кто-то в Польше намерен конкретно в чем-то обвинить Россию. Не случайно в своем выступлении по поводу доклада МАК 12 января Туск заявил, что выяснение всех обстоятельств трагедии в интересах не только Польши, но и России. Ведь на самолетах Ту-154 летают в основном российские граждане. А четыре катастрофы с ними за минувший год также заставляют задуматься о происходящем. По оценкам международных экспертов, эти лайнеры очень надежные, недаром на них летали и представители польского руководства. И теперь некоторые не исключают, что все дело в падении уровня подготовки российских авиадиспетчеров. Кое-кто видит связь между этими странными катастрофами и смоленской трагедией. Поэтому выяснение всех подробностей случившегося отвечает в первую очередь интересам самой России.
Что касается польской стороны, власти, то к ней тоже есть упреки. Главный из них - почему они сразу после случившегося спустили дело на тормозах? Реакция польского руководства должна была быть внятной уже тогда. Оно должно было сразу четко заявить: "Мы хотим, чтобы российская сторона передала нам расследование, поскольку разбившийся борт не является гражданским!" Но этого не произошло.
И это не только вопрос к Туску. Я лично глубоко сомневаюсь в том, что решение тогда принимал исключительно он. Скорее всего, это было сделано на совещании высших руководителей Польши.
Ситуация осложняется тем, что Польша начинает постепенно входить в избирательную кампанию, а выборы неизбежно влияют на политическую обстановку в любой стране. И учитывая имеющееся партийное противостояние, не нужно быть особым провидцем для того, чтобы предсказать, что расследование обстоятельств смоленской трагедии будет использовано политиками. И в этом смысле у многих возникает соблазн трактовать случившееся, исходя из политической конъюнктуры.
Об остроте вопроса говорит и тот факт, что 43 процента опрошенных перед Новым годом поляков заявили, что лучшим новогодним подарком для них было бы "прекращение гражданской войны" между политиками. Это лишний раз говорит о наличии в Польше гражданского общества, которое намерено добиваться правды о случившемся, и о том, что замять эту историю не удастся.
Что касается намерения польской стороны провести собственное расследование, то спустя девять месяцев после катастрофы сделать это достаточно тяжело. Как известно, 70 процентов подобных трагедий расследуется по горячим следам. И если Варшаве не удастся восстановить все обстоятельства трагедии, это может самым серьезным образом отразиться на российско-польских отношениях.
В интересах России - максимально пойти навстречу польской стороне. В противном случае мы, два братских народа, не сможем строить нормальные добрососедские отношения.
Сейчас для российско-польских отношений наступает момент истины. В Польше позитивно расценили то, что Россия, пусть и через десятки лет, но признала факт Катынской трагедии. Сейчас от нее ожидают помощи в расследовании новой катастрофы. В противном случае закладывать фундамент отношений на болоте крайне опасно как для польской, так и для российской стороны.
В Польше многие не считают, что ситуация безнадежная и что российская сторона не готова сотрудничать. Например, там позитивно восприняли весть о снятии грифа секретности с переговоров авиадиспетчеров.
Но если все обстоятельства трагедии не будут выяснены, она может обрасти разного рода слухами, легендами и мифами с определенной политической заданностью. А это - бомба замедленного действия, которая рано или поздно взорвется. История, по крайней мере ХХ века, должна нас чему-то учить".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.