Одной из главных тем иностранной прессы в последние дни стал доклад Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского. Причем издания живо комментировали и сам доклад экспертов, в котором вся вина за происшедшее ложилась на польских пилотов, и неоднозначную реакцию на него польской стороны.
С особым интересом писали о докладе МАК польские СМИ. Так, газета Rzeczpospolita была склонна согласиться с братом-близнецом покойного президента Ярослава Качиньского, назвавшего доклад "издевательством". Вот лишь несколько цитат: "Представленный документ звучал скорее как обвинительное заключение в адрес польских пилотов, чем честный доклад", "Русские даже не попытались ответить на некоторые ключевые вопросы". Издание напирало на неготовность смоленского аэропорта к приему самолетов такого класса.
Другие издания были сдержаннее. Например, Gazeta Wyborcza указала, что причиной трагедии стала "безответственность и мягкотелость пилотов", не сумевших противостоять давлению высокопоставленных лиц. Газета отметила, что не надо перекладывать вину на российских диспетчеров, поскольку за штурвалом самолета находились не они.
Читайте: Главком был пьян. Пилот ему поддался
Со своей стороны, Newsweek Polska признал правоту большинства выводов экспертов МАК. Правда, издание посетовало, что российская сторона не учла большинство польских замечаний, что сильно ударило по самолюбию поляков. Газета Dziennik Gazeta Prawna предостерегла и Россию, и Польшу от нового витка конфронтации в двусторонних отношениях из-за разных оценок выводов МАК.
А издание Polska призвало соотечественников как можно скорее признать, что основная часть вины лежит на польских пилотах. Признать — для того чтобы легче вести разговор о тех моментах, которые российские эксперты упустили. "Отчет МАК не является законченным документом: как любой другой, он показывает лишь часть правды. Но это не означает, что написанное в нем — ложь. И чем быстрее до нас это дойдет, тем будет лучше. Поскольку так легче начать борьбу за то, что отсутствует в этом отчете", — полагает издание.
Читайте: У поляков своя правда о Смоленске
Что касается СМИ других стран, то тональность их комментариев была примерна той же, что и у руководства Польши. С одной стороны, они указывали, что основная часть вины лежит на польских пилотах. С другой — сетовали на то, что Россия, дескать, недостаточно внимания уделила действиям своих авиадиспетчеров и сотрудников аэропорта Смоленска. В то же время газеты и журналы пытаются прогнозировать, как разница оценок доклада МАК повлияет на российско-польские отношения.
Наиболее русофобский по тону комментарий дало французское издание Radin Rue. "Вероятно, российская сторона попыталась создать эффект шока, обнародовав данные, снимающие с нее любую ответственность. Документ не соответствует действительности. Доклад не пойдет на пользу имиджу России и создаст новую напряженность в отношениях между Польшей и Россией. Это очевидно для тех, кто знаком с историей двух стран", — считает издание. Почему документ не соответствует действительности, если даже премьер Туск не говорил ничего подобного, издание не объяснило.
Американская газета The New York Times полностью сосредоточилась на реакции на доклад экспертов премьер-министра Польши Дональда Туска. Издание отметило, что глава правительства был недоволен документом, но "смягчил свои комментарии, выразив надежду, что недавнее улучшение отношений между странами продолжится". Издание также привело мнение польских политиков, что трагедии поспособствовала слабая инфраструктура смоленского аэропорта.
На реакции польского руководства сосредоточились и многие немецкие СМИ. Так, газета Die Welt написала, что "в Варшаве царит возбуждение", после чего подробно изложила мнения Туска и Ярослава Качиньского. Со своей стороны, издание Der Spiegel отметило, что поляков не устраивает доклад российских экспертов. Главным камнем преткновения в российско-польских спорах стал вопрос о действиях российских диспетчеров.
Еще одна немецкая газета, Sueddeutsche Zeitung, отметила такой аспект российско-польского спора о причинах катастрофы: считать ли президентский Ту-154 гражданским или военным? Издание указывает, что польская сторона настаивает, что самолет был военный и потому меры предосторожности принимающая сторона должна была предпринять более жесткие. Россияне же считают польский борт номер один гражданским, и потому, по их мнению, диспетчеры были не вправе отказать ему в посадке. Газета также ссылается на польских экспертов, которые жаловались, что россияне не допустили их ко всем документам.
Американское издание The Wall Street Journal обратило внимание на чаяния поляков, надеявшихся, что Россия возьмет долю вины на себя. "Официальные лица обеих стран несколько месяцев назад признали, что причиной катастрофы стало решение идти на посадку в аэропорту, где в неблагоприятных погодных условиях имелось лишь самое примитивное навигационное оборудование. Но в Польше, которая в советский период роптала на господство Москвы, ожидали, что Россия в какой-то мере признает общую вину за это решение", — пишут авторы издания.
Английская The Financial Times высказала предположение, что ни Россия, ни Польша не пойдут на конфронтацию из-за расхождений в версиях трагедии под Смоленском. По мнению газеты, российская сторона стала теплее относиться к полякам ради упрочения связей с Евросоюзом. Польша также обязана работать над тем, чтобы ЕС перестал воспринимать ее вечной и истеричной противницей России.
Итальянская газета Сorriere della Sera обратила внимание на то, что эксперты МАК возложили всю вину за крушение самолета на польских летчиков, которые боялись перечить Леху Качиньскому. Издание полагает, что подобная трактовка трагических событий компрометирует тех политиков, которые выступают за российско-польское сближение. Итальянские журналисты также отмечают, что политический климат в Польше после обнародования доклада ухудшится.
Таким образом, можно говорить о том, что и польские, и западные СМИ в большей мере склонны прислушиваться к доводам не российских экспертов, а польских политиков. Собственно говоря, это мало удивляет. Подавляющее большинство европейских и американских изданий традиционно пишут о России преимущественно в отрицательном тоне. Правда, грубые антироссийские выпады на сей раз были редкими и в Польше, и на Западе.
Однако с выводом о том, что расследование катастрофы повлияет на развитие российско-польских отношений, трудно не согласиться. Большое количество публикаций на данную тему наглядное свидетельствует о том, что здесь присутствует огромная политическая составляющая и страсти улягутся не скоро.
Весь вопрос в том, как они улягутся. Если от имени Польши диалог будут вести эксперты-профессионалы, а не политики, разногласия будут преодолены быстрее. Если же эмоциональная составляющая в Польше возьмет верх, то ее отношения с Россией рискуют снова откатиться на годы назад.
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.