В последнее время в Казахстане происходят знаменательные события: парламент страны преодолел вето Нурсултана Назарбаева, которое он ранее наложил на проведение референдума о продлении его президентских полномочий. И скорее всего, ближайшие 10 лет он останется у власти.
Кроме того, нынешний глава государства всё-таки станет "Елбасы" ("Лидером нации"). Напомним, что этот вопрос встал на повестку дня в конце декабря 2010 г., когда Центризбирком Казахстана зарегистрировал инициативную группу по проведению референдума по продлению полномочий президента аж до 6 декабря 2020 года.
После голосования депутат Мажилиса Ерлан Нигматулин сделал довольно громкое заявление: "Я уверен, что Нурсултан Абишевич Назарбаев будет президентом до 2020 года, потому что это веление времени и желание народа". "Думаю, я не ошибусь, если скажу, что не только у казахстанцев, но и во всем мире давно стали синонимами и наполнены одним содержанием слова "Назарбаев" и "Казахстан". Не нужно даже представлять нашу страну, когда говорят о нашем президенте, потому что Назарбаев - это и есть наш Казахстан, и Казахстан - это, прежде всего, наш президент".
Но неожиданно для многих в конце прошлой недели Назарбаев отклонил предложение парламента о проведении референдума. Однако тот преодолел его вето. По Конституции страны для этого необходимо набрать 80 процентов голосов парламентариев.
Напомним, что 70-летний Нурсултан Назарбаев находится у руля уже свыше 20 лет. Причем в 1995 г. его президентские полномочия были продлены на референдуме до конца 1999 года. Очередные выборы главы государства должны пройти в 2012 году. И кстати, действующий глава государства, кажется, не намеревался отказываться от участия в них.
Почему же на этот раз он поменял свое решение? И что вообще происходит в политической элите Казахстана? На этот и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин:
- Разумеется, нежелание Назарбаева продолжить президентство и победа над ним парламента является игрой. Ведь Межилис полностью ему подконтролен. И скорее всего, подобная игра рассчитана для воздействия на западных демократов. Дескать, смотрите, я не хотел оставаться у власти, а они меня заставили!
Впрочем, это не только задумка самого Назарбаева, который и так в прошлом году продавил себе очередное переизбрание, но и ведущих представителей политической элиты страны. Это проявление доли неуверенности с их стороны в завтрашнем дне. Они, как и многие простые жители Казахстана, видят в его лице защиту и залог дальнейшей стабильности. У всех перед глазами стоит пугало развития ситуации в стране по киргизскому сценарию. Поэтому все хотят обезопасить себя от такого сценария.
- А что будет после ухода Назарбаева?
- Разумеется, китайская медицина порой творит чудеса, но никому из людей не суждено жить вечно, в том числе и действующему казахскому президенту. Кроме того, неизвестно, сможет ли он руководить страной весь новый десятилетний срок. У всех на памяти пример туркменского лидера Сапармурата Ниязова, который вроде был жив-здоров, но неожиданно скончался. Не случайно, что с каждым годом в казахстанской элите наблюдается все большее волнение.
- А что не так происходит с казахстанской элитой?
-По сути, первая крупная выходка кланов в борьбе за власть в стране была в 2001 г. Это было "выступление" Рахата Алиева. К нему присоединились и некоторые другие представители казахстанской элиты, соперничающие за влияние с прочими кланами., который перебрался в Европу и стал публиковать компромат на местных царьков. Причем
Ведь что происходит в республике? Основные денежные потоки уже давно поделены и перераспределены. В первую очередь речь идет о доходах от добычи углеводородов, металлов и работы промышленности. И теперь ничего не остается, кроме как грызться друг с другом, чтобы добиться передела. По сути, так и произошло с группой Рахата Алиева, которую лишили всяческого влияния в стране и поделили её богатства.
Впрочем, история с "мятежом" Алиева была показательной и в другом плане. По сути, это был "фальшстарт" части политической элиты страны, которая пыталась добиться еще большего влияния в обход Назарбаева. Однако для большинства других кланов это было неприемлемо, и подобная попытка провалилась.
Сложность ситуации заключается и в том, что в отличие от других стран, казахстанская элита располагает куда большими ресурсами и может заметно влиять на расстановку сил. Она во многом похожа на российскую элиту. В то же время, как и в Киргизии, среди представителей казахских кланов очень много амбициозных лидеров, которым бы хотелось встать у руля.
- Получается, что это они будут диктовать Назарбаеву, кто будет его преемником?
- Отчасти это так. По крайней мере, они этого хотят. После 2005 г. Назарбаев все больше утрачивает контроль над элитой. Но это вовсе не значит, что он намерен сдаться. Сейчас он пытается представлять себянаподобие французского президента, который "стоит над схваткой", чтобы разнимать враждующие стороны. Но он уже не может уже не считаться с могуществом кланов.
И сам Нурсултан Назарбаев всё чаще напоминает Леонида Ильича Брежнева конца 1970-х гг., с которым Политбюро считается всё меньше. Что касается фигур возможных преемников, то уже сейчас их можно насчитать десятка полтора. И каждый из них ненавидит друг друга и намерен сражаться не на жизнь, а на смерть.
Внешне всё выглядит очень пристойно: все друг другу улыбаются, раскланиваются, но при этом прячут ножи, которые они тут же вонзят в спину подставившемуся конкуренту.
- Даже если это будет ставленник самого Назарбаева?
- Печальный пример его старшего зятя Рахата Алиева в 2001 г. показал, что Назарбаеву вряд ли удастся оставить после себя династию. Пример с Алиевым очень показателен. Назарбаев вовсе был не намерен "стирать с лица земли" своего проштрафившегося родственника. Но это сделали представители кланов, которые уже тогда стали устранять возможных конкурентов на престол. Они же задвинули на второстепенные роли его дочь, которая могла бы заменить впоследствии своего отца.
- Какие варианты развития событий в связи с этим можно предположить?
- Могу лишь предположить, что в будущем нынешнему президенту придется согласовывать кандидатуру преемника со всеми основными кланами. Причем Большой или Южный Жуз (прежняя феодальная система власти на казахских просторах пережила даже Советскую власть) намерен выдвинуть укрепить своё влияние. Но вряд ли новый правитель будет из числа "назарбаевских". Южане хотят видеть в качестве руководителя страны фигуру как можно знатнее, возможно даже, из династии Чингизидов.
Читайте также: "Казахбаши" не нужен. Нужны полномочия
И хотя Назарбаева называют ставленником южан, но он принадлежит к ним весьма условно и на самом деле его клан происходит из захудалого и мало авторитетного для казахстанской элиты клана. То, что он остался у власти после распада СССР, было влиянием советской эпохи. Причем остальные кланы так и рассчитывали - постепенно "зажать" его и править самим.
- А почему вопрос о продлении полномочий Назарбаева подняли именно сейчас, ведь до очередных выборов еще сравнительно много времени?
- Раздрай среди казахстанской элиты нарастает. В прошлом году он заметно усилился. Проявлением этому можно назвать грызню между силовиками, похожую на ту, которая наблюдалась в начале 1990-х гг. при Ельцине. В Казахстане схлестнулись местная служба госбезопасности, КНБ, с МВД. К этому следует добавить и бурно растущие амбиции налоговиков, финансовых служб, таможенников. Казахстанскую политическую элиту также нервировало и то, что своих постов лишились многие силовики, в том числе генералы за коррупцию. В этой ситуации необходимо было законсервировать существующие порядки на как можно более длительное время, за которое и должен определиться преемник.
Но повторяюсь, что российский вариант здесь не прокатит, поскольку механизма передачи власти в Казахстане не существует. Стоит только Назарбаеву обозначить такого человека, завтра же объединившиеся против этого преемника кланы его сожрут.
- Получается, Казахстан все равно стоит перед перспективой грядущей болезненной борьбы за власть?
- Разумеется, борьба будет нешуточная. В свою очередь, другие жузы, средний, лишившийся своего былого доминирования в годы СССР, намерен попытаться взять реванш. Но главные проблемы я предвижу в отношении Западного или Малого жуза, особенно клана адаевцев, на территории которых располагаются основные нефтегазовые месторождения страны. Его представители крайне недовольны распределением вырученных от продажи нефти и газа денег. И хотя при Назарбаеве это недовольство удалось отчасти приглушить выделением региону дополнительных средств, все равно проблема в комплексе не решена. Они рассуждают в духе: "Это мы кормим Алма-Аты и Астану, но при этом именно у нас самый высокий процент по заболеваемости туберкулёзом в стране".
И представители западного Казахстана неизбежно поднимут вопрос о более справедливом с их точки зрения распределении доходов. В свою очередь, с такой постановкой вопроса в корне не согласны остальные жузы.
- Получается, перед страной стоит угроза распада по "жузовому" принципу?
- В перспективе сепаратистская угроза может стать для Казахстана достаточно остро. И не в последнюю очередь потому, что монополия южных кланов на власть всё больше раздражает остальные. Киргизский вариант развития событий тут вряд ли возможен, поскольку Астана - сугубо административный центр, где нет массы незанятого населения. Но возможно, передача власти в стране пройдет не особенно остро: произойдет несколько странных самоубийств, кто-то неожиданно переедет за границу.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.