Сегодня исполнилось 20 лет со дня штурма советскими спецназовцами телецентра в Вильнюсе, вокруг которого собрались сторонники независимости Литвы. Те кровавые события явились важнейшей вехой на пути к распаду СССР. А теперь трагедия 1991 года используется властями Литвы для сведения политических и исторических счётов.
Противостояние между союзным центром и Верховным Советом Литвы началось ещё в 1990 году. Тогда депутаты провозгласили независимость республики, которая, впрочем, вплоть до осени 1991 года не была признана никем в мире. Большинство жителей Литвы выступали за отделение. Однако были и те, кто независимости. В результате прибалтийская республика оказалась ареной острых политических баталий.
10 января 1991 года Михаил Горбачёв потребовал отменить принятый депутатами Акт о восстановлении независимости Литвы, но народные избранники отказались. Мало того - сторонники отделения республики приступили к захвату ключевых объектов. И тогда в соответствии с Конституцией СССР и по просьбе литовских советских властей в Литву были направлены подразделения МВД, КГБ и армейские части.
Военные выполнили поставленную задачу. Им удалось занять здание телецентра, где и произошли кровавые события. В результате столкновений погибли 14 демонстрантов и один лейтенант-спецназовец В. Шатских из «Альфы». Несколько сот человек получили ранения. Далее спецназ отправился к зданию Верховного Совета, однако приказа на штурм получено не было. Вероятно, потому, что там собралась ещё более внушительная толпа защитников, нежели у телецентра.
Постсоветское руководство Литвы активно использует годовщину вильнюсских событий в своих политических интересах.13 января назван Днём защитников свободы. В Сейме состоялось торжественное заседание с участием президента Дали Грибаускайте. В школах страны прошли уроки гражданственности. В центре Вильнюса было организовано торжественное шествие "Знамя против танка". Его участники несли национальное литовское полотнище длиной 200 метров.
Если бы дело ограничилось исключительно этими мероприятиями - ничего особо выдающегося в этом бы не было. В конце концов, большинство литовцев хотели независимости, в городе пролилась кровь, и забыть об этом нельзя. Однако власти страны превратили трагическую годовщину в постыдный политико-исторический фарс со сведением счётом со своими бывшими противниками - как внутри Литвы, так и за её пределами.
Так, местный Сейм объявил уголовным преступлением "отрицание агрессии СССР, совершенной 13 января 1991 года". С международно-правовой точки зрения это выглядит смешно: советские военные действовали на собственной территории, ибо независимость Литвы не была признана никем.
Однако бывший глава Социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис, имеющий отличную от официальной точку зрения на те события, на днях предстал перед судом именно по такой статье. В предыдущие годы длительные сроки в тюрьме провели бывшие руководители Компартии Литвы - Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермалавичюс. Судебному преследованию подверглись и другие литовские коммунисты, сотрудники советских силовых ведомств.
В прошлом году было объявлено, что 25 участникам штурма вильнюсского телецентра (живущим ныне в России и Белоруссии) Генпрокуратура Литвы собирается предъявить обвинение в военных преступлениях. Кроме того, литовской фемиде захотелось отправить за решётку 50 бывших руководителей СССР, причастных к "попытке государственного переворота".
Юридически подобная постановка вопроса не только в корне не верна, но и смешна, поскольку советские силовые структуры и руководители СССР действовали на своей же территории. И, по сути, они пытались подавить антигосударственный мятеж. Уж если можно предъявлять им какие-то обвинения, то за то, что они не довели этого до конца.
О том, что это был именно вооруженный мятеж, свидетельствуют многие источники как с той, так и с другой стороны. Так, участвовавший в событиях на стороне антикоммунистов, историк Кирилл Александров рассказал "Правде.Ру", что "среди многочисленной толпы, собравшейся на защиту здания Верховного Совета, я насчитал около сотни вооруженных разномастным оружием, главным образом, карабинами, боевиков". Вероятно, одним из них и был убит "альфовец".
Кроме того, в ходе последующего разбирательства было установлено, что несколько убитых "защитников литовской свободы" погибли от пуль, выпущенных из винтовок Мосина. Которых к тому времени на вооружении советских силовых структур давно не было. Но такие "мелочи" литовское руководство не интересуют.
Впрочем, стремление литовских националистов, перепачканныхкровью своих соотечественников во время событий 13 января, устроивших вооруженный мятеж в Вильнюсе, вполне понятно. Им нужно лишний раз отвести от себя подозрения и обвинить в этом "советских монстров".
Вот только чем объяснить то, что они так и не отказались от преследований уже скончавшегося 28 мая 2009 года Олега Шенина? Нынешний Вильнюс явно перешел все границы. Он так и не отказался от стремления добиться выдачи уже умершего Олега Шенина, о чем недавно уже писала "Правда.Ру" в материале: МВД РФ на службе литовских властей
Напомним, что он тогда находился в составе Политбюро, занимал пост секретаря ЦК КПСС и, по утверждению местных националистов, курировал "литовское направление" и оказывал важное влияние на действия руководства советской Литвы и "силовиков".
Литовская сторона даже после смерти этого человека, уподобляясь британским монархистам, казнившим уже давно скончавшегося Оливера Кромвеля, пытается привлечь его к ответственности.
Но и это еще далеко не все. В 2008 году Сейм Литвы принял постановление, в котором потребовал от РФ выплатить стране 28 млрд долларов для возмещения "ущерба от советской оккупации". Естественно, российское руководство платить отказалось. Что породило новую порцию обвинений со стороны литовских националистов, что нынешняя Россия, мол, наследница "оккупанта" и в прямом, и в переносном смысле.
Наконец, в канун юбилея с абсурдным заявлением выступил премьер-министр Андрюс Кубилюс. Ему не понравилось, что ещё несколько лет назад в Химках открыли памятник сотрудникам спецподразделений КГБ. Дескать, памятник бьёт по литовскому сознанию, потому что на монументе упоминается подразделение "А", штурмовавшее телецентр в Вильнюсе.
Впрочем, было бы странным не упомянуть на памятнике защитников Родины "альфовцев", в том числе и убитого литовскими националистами последнего солдата империи лейтенанта В. Шатских.
"Вне всякого сомнения, такие памятники - абсурд. Памятник убийцам 13 января ни в какие рамки не входит. Я мог бы лишь сказать, что вижу признаки определенной динамики в отношении России к более давней истории, к преступлениям сталинизма, и это дает мне надежду думать, что понемногу путем терпеливого диалога можно добиться, чтобы российское руководство увидело свое обязательство должным образом оценить и то, что произошло 13 января", - сказал Кубилюс.
Впрочем, представители литовских властей ведут себя очень странно, предъявляя претензии "стрелочникам". Кто имел хотя бы косвенное отношение к силовым структурам, тот знает, что ни военные, ни милиция, ни представители спецслужб не сделали бы и шага в данной ситуации без приказа "свыше". Верховным главнокомандующим тогда был президент СССР М.С. Горбачев. Почему же литовские националисты в своем стремлении доискаться "истины" особо не жалуют его вниманием?
Своим мнением в интервью "Правде.Ру" поделился депутат Госдумы Виктор Илюхин, который в 1990 г. занимал должность первого заместителя начальника Главного следственного управления Генпрокуратуры СССР.
"Было бы по меньшей мере странно, что руководитель страны абсолютно не причастен к такого рода событиям, как подавление вооруженного мятежа в столице союзной республики, - считает эксперт. - Но он действовал аккуратно, через министров, секретариат ЦК КПСС, не оставляя следов. В самом деле, никто не может предъявить подписанные им приказы.
Но не это останавливает литовских националистов от предъявления претензий к Горбачеву. Они ему просто благодарны за то, что он, нарушив общесоюзные законы, просто отпустил прибалтийские республики, подписав 6 сентября соответствующие документы, так называемые ГС-1, ГС-2 и ГС-3. Хотя не имел на это никакого права.
Напомню, что согласно законам СССР, для выхода союзной республики из его состава необходимо было провести референдум, на котором минимум две трети должны были высказаться за отделение. Причем отделению должно было предшествовать урегулирование всех спорных вопросов, включая финансы, территории, предоставление гражданства и т.д. Ничего этого сделано не было, что породило массу нынешних проблем. А теперь нас пытаются сделать всюду виновными.
Не было претензий у прибалтийских националистов также и к Ельцину, который, видимо, по пьяни, также подписал ряд договоров о выходе прибалтийских республик из состава СССР. В любом случае они оба, и Миша, и Боря, превысили свои полномочия. А националисты взяли их акты на карандаш и сегодня на этом спекулируют".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.