В Словакии заговорили о возможности выхода этой страны из Евросоюза. Оппозиционная Национальная партия призвала правительство и парламент рассмотреть такую идею. Если так и случится, то это станет беспрецедентным событием. До сих пор из ЕС никто не выходил.
По словам лидера партии Яна Слоты, основанием для расставания с Евросоюзом может стать ситуация, сложившаяся с главными мировыми валютами — долларом и евро. "То, что сейчас происходит с евро и долларом США, я убежден, кончится плохо. ЕС становится настоящими жерновами мельницы, которые могут нас перемолоть", — подчеркнул словацкий политик.
Кроме экономического момента, словацких националистов не устраивает и превращение Евросоюза в супергосударство с авторитарным режимом, который собирается всем диктовать свои условия. "Национальная партия поддерживала вступление Словакии в ЕС, но не в супергосударство. Поэтому я считаю, что в контексте (экономического) кризиса это может быть лебединой песней Евросоюза", — отметил Слота.
Отметим, что словацкие националисты не первые, кто поставил вопрос о выходе из ЕС. В начале десятилетия ультраправая Австрийская партия свободы пыталась провести референдум по данному поводу. О такой мере говорили некоторые люди в окружении главного евроскептика Европы — президента Чехии Вацлава Клауса. Проблему членства в ЕС своей страны поднимал голландский ультраправый политик Герт Вилдерс. Но дальше заявлений дело пока не шло.
Что касается нынешнего словацкого случая, то кроме националистов, никто другой о возможности выхода из Евросоюза не рассуждает. Однако идея о том, чтобы покинуть зону евро, пользуется в Словакии популярностью. И отстаивает её не только Национальная партия (которую справедливо считают пророссийской и евроскептической), но и вполне себе прозападные политики. Например, спикер парламента и лидер либеральной партии "Свобода и солидарность" Рихард Сулик.
Читайте: Куда развернёт Словакию "фронт правых"
Ещё в декабре в словацкой газете Hospodarske noviny появилась статья Сулика, где он всерьёз рассуждал о выходе из еврозоны. По его словам, когда в 2009 году Словакия перешла на общеевропейскую валюту, ей казалось, что она вступила в зону стабильности и единых правил игры. Но на практике вышло, что словаки практически не имели возможности влиять на происходящее с евро, и некоторые государства еврозоны оказались "более равными, чем другие".
Особенно возмутила Сулика необходимость помогать оказавшейся в тяжёлом положении Греции из общей казны еврозоны. И потому словацкий спикер призвал правительство принять план возвращения к национальной валюте — кроне. "Мы обязаны, по меньшей мере, защитить ценности, которые создали живущие в Словакии люди", — подчеркнул он. Сулик добавил, что странам Центральной и Восточной Европы пора задуматься о стабильности еврозоны.
Премьеру Ивете Радичовой пришлось оправдываться перед Евросоюзом. "Позиция правительства по этому вопросу ясна: мы сделали максимум для стабилизации и укрепления еврозоны, предприняли все необходимые меры", — сказала она. Однако в то же время она не пересмотрела решениясвоегопредшественника Роберта Фицо не выделять кредит Греции. Таким образом, Словакия является единственной страной еврозоны, уклонившейся от помощи грекам.
То, что многие в Словакии заговорили о выходе из ЕС или (по крайней мере) еврозоны, свидетельствует о том, что в этой бывшей социалистической стране политики опускаются с "евроатлантических небес" на Землю. Когда в 1990-е гг. бывшие сателлиты СССР взяли курс на вступление в Евросоюз и НАТО, эти организации казались им "избранным клубом", "образцом" и едва ли не "манной небесной". И войти в них скорее считалось высшим счастьем.
Впрочем, к Словакии это применимо только отчасти. Премьер-министр страны Владимир Мечьяр в первые годы независимости страны (1993-1998 гг.) не форсировал переговорный процесс о приёме в вожделенный "клуб избранных". Но когда в 1998 году его при сомнительных обстоятельствах отстранили от власти, у руля страны оказались настоящие "евроатлантисты", которые в 2004 году привели страну и в ЕС, и в НАТО.
Издержки членства в Североатлантическом альянсе дали о себе знать практически сразу. Словацкие войска были посланы в Афганистан и Ирак, откуда на родину периодически приходил "груз-200". Что касается Евросоюза, то пребывание в его составе всё-таки принесло стране пользу. Словакия вошла в Шенгенскую зону, её граждане теперь могут ехать на заработки в сторону Запада через прозрачную границу с богатой Австрией. Не слишком богатая страна стала получать помощь из фондов ЕС.
Однако в итоге выяснилось, что и Евросоюз не является "манной небесной". Множество решений стало приниматься не в Братиславе, а в Брюсселе. И, едва обретя в 1993 году независимость, спустя 11 лет Словакия вновь частично её утратила. И одно из ярчайших проявлений брюссельского диктата — "настоятельная рекомендация" помочь попавшей в беду Греции, затем Ирландии, Португалии…
Словакия — беднейшая страна зоны евро. Уровень доходов её граждан почти вдвое ниже, чем в среднем по ЕС. До кризиса он был в полтора раза ниже греческого. Потому когда словацкие политики отказываются помогать грекам, у них есть для этого все объективные основания. Правда, правила Евросоюза гласят, что помогать надо. Выходит, за что боролись, на то и напоролись.
Угроза выйти из Евросоюза вряд ли будет воплощена в жизнь. Богатая углеводородами Норвегия или "всемирная кладовая" Швейцария могут обойтись без ЕС. Однако Словакии, где на селе живёт почти половина населения, и где промышленности очень тяжело тягаться с западными конкурентами, без помощи из брюссельских фондов придётся довольно туго.
Но есть и другой момент. Когда на кону стоит вопрос об утрате независимости, экономические доводы отходят на второй план. То же самое касается и принуждение более бедной Словакии помогать более богатой Греции. А далее, возможно, тоже более зажиточным Ирландии и Португалии.
Так что заявления словацких политиков — лишний сигнал того, что в Евросоюзе не всё в порядке. И с экономикой, и политикой. Период, когда он считался "символом процветания", уходит в прошлое.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.