В Китае поднялся в воздух прототип истребителя пятого поколения Chengdu J-20. Его испытание стало неприятным сюрпризом для американцев, поскольку в данный момент Поднебесную прибыл с визитом министр обороны США Роберт Гейтс. Наличие подобной программы глава Пентагона подтверждал лично, однако далеко не все эксперты могли предположить, что Китай сделает ему такой "подарок" в такое время.
Подробности о первом полете прототипа новейшего китайского истребителя сообщил главный редактор аналитического агентства военных новостей Kanwa Андрей Чан. По его словам, самолет около 15 минут находился в воздухе над аэродромом города Чэнду, где его в конце декабря 2010 г. заметили на взлетно-посадочной полосе при выполнении рулежных испытаний.
Между тем, официальные китайские власти не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. Примечательно, что известие о подготовке к полету китайского истребителя 5-го поколения вызвало широкое обсуждение международных экспертов.
Практически все тактико-технические характеристики Chengdu J-20 держатся в тайне. Ранее сообщалось, что его могут принять на вооружение в 2017-2019 гг. Правда, до сих пор нет ясности в том, что же всё-таки реально поднялось в воздух и насколько новая крылатая машина соответствует требованиям к истребителю 5-го поколения.
Главная интрига - какой двигатель стоит на китайской "пятерке". Ряд изданий ранее сообщали о том, что речь идет о российских двигателях АЛ-41Ф1С, которые ставят на истребители 4-го поколения Су-35С. Впрочем, сообщений о том, что мы их продавали Китаю, не было.
Ситуацию в интервью "Правде.Ру" прокомментировали эксперты Александр Храмчихин, Николай Новичков и Анатолий Цыганок.
"Нельзя исключать того, что Китай действительно поднял в воздух машину, претендующую на то, чтобы называться истребителем 5-го поколения, - считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Напомню, что только в 2010 году Пекин увеличил долю средств, выделяемых на создание современной авиации, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Она выросла до 15 процентов от всех военных расходов Китая, которые, несмотря на кризис, достигает 2,5 процентов его постоянно растущего валового национального продукта. Что касается двигателя, то пока самостоятельно китайцы не могут решить эту проблему. Однако нельзя исключать, что они нашли выход из ситуации. Ранее сообщалось о том, что китайская сторона вела переговоры о поставке новейших двигателей с украинской компанией "Мотор сич", хотя ряд экспертов высказали к этому скептическое отношение".
В свою очередь, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок заявил: "Я не исключаю того, что китайцам действительно удалось достичь прогресса в создании собственного истребителя 5-го поколения несмотря на то, что технологически самостоятельно они этого пока добиться не могут. Возможно, речь идет о том, что они его похитили, поскольку разведка у них стоит на высоком уровне.
Стоило нам провести свои первые полетные испытания нашего прототипа истребителя 5-го поколения ПАК ФА, как через год тоже самое делают китайцы, хотя совсем недавно они не были к этому готовы.
Что касается китайского оружия, то китайцы традиционно его копировали у нас, начиная от автоматов и кончая истребителями. Причем меня всегда поражала одна вещь: мы поставляли Пекину не только самолеты, но и отдельно двигатели. Ситуация довольно странная: ведь мы же, к примеру, не покупаем мотор без автомашины? И поставляя Китаю отдельно двигатели, мы сами подталкивали к развитию его авиастроительную отрасль.
Разумеется, нельзя исключать того, что они блефуют и что полет китайской "пятерки" является сознательной дезинформацией, целью которой является оказание воздействия на находящегося сейчас с визитом в Поднебесной американского министра обороны.
Однако совершенно очевидно, что в ближайшие годы при сохранении нынешних темпов развития Китай решит все свои технологические проблемы и станет еще одной державой, имеющей на вооружении истребители 5-го поколения после США, и станет с ними конкурировать во всех отношениях".
Однако главный редактор информационного агентства АРМС-ТАСС Николай Новичков опроверг утверждения некоторых СМИ о том, что на заявленном прототипе китайского истребителя 5-го поколения установлен российский двигатель АЛ-41Ф1С. По его словам, "речь идет о китайском двигателе "Тайхан" WC-10. Что он собой представляет? Я затрудняюсь сказать. Скорее всего, речь идет о копировании продукции, поставляемой в Китай МПП "Салют" в рамках известного контракта. И возможно, на прототип китайского истребителя 5-го поколения была установлена силовая установка АЛ-31Ф, применяемая на истребителях Су-27 и Су-30.
Читайте также: Китайский истребитель озадачил наблюдателей
Скорее всего, речь идет об её копировании. Причем нельзя говорить о том, что это тупиковый путь развития. В свое время похожим образом развивалась авиационная промышленность СССР. Или взять, к примеру, разработки советской бомбы с лазерным наведением. Ведь как это происходило? Подняли из вьетнамского болота сбитый "Фантом", сняли с него американскую бомбу и несколько лет советские институты занимались её изучением и созданием нашего аналога. И, в конце концов, достигли нужного результата. Так что копирование - вполне нормальный путь технологического развития. Ведь китайцы не ограничиваются одним только слепым копированием иностранных образцов, а идут по пути их доработки.
Исходя из получаемой в настоящее время информации, можно предположить, что испытанный в Китае прототип нового истребителя относится к поколению "4+". И китайцы его будут постепенно совершенствовать за счет установки нового бортового оборудования.
Правда, весьма сомнительно, что они в течение нескольких лет поставят его на вооружение и опередят нас. Так, сейчас мы испытываем новейшее бортовое оборудование, которого нет у китайцев. Речь, в частности, идет о радиоэлектронной станции с активной фазированной антенной решеткой.
Но дело не только в том, что им потребуется время на существенную доработку своей "пятерки". Поставке истребителей 5-го поколения в войска предшествуют годы полетных испытаний. Для этого нужно минимум семь, а в идеале - 10 машин. Смогут ли китайцы в ближайшее время выпустить еще несколько подобных истребителей - большой вопрос.
Возьмем пример США с их огромным экономическим и технологическим потенциалом, которые уже приняли на вооружение истребитель 5-го поколения F-22 Raptor. Первый полет его опытный вариант совершил 29 сентября 1990 г. Однако американцам понадобилось 15 лет, чтобы поставить его на вооружение. Лишь 15 декабря 2005 г. было официально объявлено о сформировании первого подразделения ВВС, оснащенного истребителями 5-го поколения. Похожим путем развивается и программа другой американской "пятерки", F-35, которая, несмотря на долгие годы испытаний, так до сих пор и не поступила на вооружение".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.