После прихода к власти команды Виктора Януковича ситуация в экономике Украины начала выправляться. Но поручиться за то, что страну не ждет новый провал, нельзя. Во многом неопределенность связана с нежеланием Украины войти в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Чтобы переломить ситуацию, нужно принять твердое политическое решение.
Новая украинская власть приняла в области экономики ряд неотложных, реанимационных, мер. Начиная от подписанных в апреле с Россией Харьковских соглашений, смягчающих шок от газовых договоренностей предыдущей команды, до принятия реалистичного бюджета на 2011 год. В результате появилась надежда, что украинская экономика не умрет.
Однако сейчас никто не поручиться не только за неизбежность устойчивого развития в скором будущем, но и за устойчивость нынешнего "стабильно тяжелого" состояния экономики страны.
Читайте также: Украине угрожают новички НАТО и ЕС
И в прежние годы (если сравнивать с ведущими странами СНГ) Украина заметно отставала по уровню жизни не только от богатых ресурсами России и Казахстана, но и от Белоруссии, очень похожей на Украину по структуре экономики. Но то, что сделал со страной кризис в симбиозе с предыдущей невменяемой властью — определение из разряда непечатных.
Ограничимся парой макроэкономических параметров: падение ВВП в 2009 году составило более 15%, спад промышленного производства — более 20%. При всей положительной динамике, наметившейся в последние месяцы, очевидным остается одно. Чтобы выйти хотя бы на докризисный уровень, потребуется три-четыре года. При благоприятных внутренних и внешних условиях, а их никто не гарантирует.
Прежде всего, фатально усугубляет ситуацию серьезнейший долговой кризис. Новая власть решила, что дефолта допускать нельзя, поэтому взяла новые кредиты, чтобы платить проценты по старым долгам. Однако пик выплат по ранее взятым кредитам все равно приходится на 2011 и последующие годы, то есть на период неустойчивого восстановительного роста. Какие есть варианты?
Предположим фантастический вариант: Евросоюз решит выручить. Но проблема в том, что по европейским меркам Украина — страна слишком большая и одновременно очень бедная. Например, на спасение Латвии (одного из "балтийских тигров") ЕС и МВФ пришлось изыскать 7.5 млрд евро. В пересчете на население Украины это выходит около 150 млрд евро. В общем, тема не актуальна, вопрос закрыт
Один из более реалистичных способов выправления ситуации — создание зоны свободной торговли (ЗСТ) Украины с Евросоюзом. Идея понятна — открыть европейский рынок для сбыта продукции украинского производства. Это и рабочие места на отечественных предприятиях, и увеличение валютной выручки, и устойчивый рост в расчете на огромный и платежеспособный рынок. Но это — в теории.
На практике же замечено, что европейцы пускают на свой рынок только ту продукцию, которая не составляет конкуренции собственным производителям, а при желании может поставить непреодолимый заслон для нежелательных товаров. Для этого существует множество рыночных и нерыночных инструментов, которыми европейцы виртуозно пользуются. Тем более в условиях кризиса.
Примечательно, что переговоры о ЗСТ с Европой Украина ведет уже давно. А любопытно то, что несколько лет назад европейцы намекали Киеву, что вступление Украины в ВТО и является приобретением входного билета в зону свободной торговли с ЕС. Жизнь показала, что этот намек оказался, мягко говоря, преувеличением. Вместе с тем, Запад крайне болезненно реагирует даже на одни только разговоры о гипотетическом вхождении Украины в Таможенный союз.
Казалось бы, вступив в ВТО, Украина завершила процесс "интеграции в мировую экономику". Однако, если сейчас плохо, это еще не значит, что хуже уже быть не может. Вместо того чтобы отчаянно торговаться по каждой позиции, "оранжевые" переговорщики уступили по всем пунктам лишь бы вступить в ВТО раньше России.
Примечательное заявление в этом смысле сделал весной уходящего года посол Франции Жак Фор. Он дал понять, что Украине не следует спешить с созданием зоны свободной торговли с Евросоюзом. Посол добавил, что создание зоны свободной торговли несет определенные риски для некоторых отраслей экономики страны, если она будет недостаточно готова к этому.
"Создание зоны свободной торговли с ЕС означает резкое увеличение конкуренции для украинских компаний, и если ваша страна будет к этому не готова, это может нести для нее существенные последствия", — дипломатично выразился французский посол. Если фразу Жака Фора перевести на человеческий язык, то выйдет следующее — форсирование процесса создания ЗСТ с ЕС способно добить то, что осталось в живых после вступления Украины в ВТО.
Существуют ли другие реалистичные варианты не только закрепить, но и усилить позитивную динамику? По мнению заместителя министра экономики Украины Валерия Мунтияна, прирост ВВП Украины от вступления в Таможенный союз составит ежегодно 1,4-1,5% ВВП. Цифра весьма ощутима. Прирост ВВП в 1.5% — это весьма ощутимо. Но здесь вопрос даже не в сиюминутных выгодах, что для Украины в нынешнем положении тоже крайне важно, а в долгосрочном эффекте.
Однако, в отличие от Мунтияна, другие украинские официальные лица проявляют осторожность в вопросе Таможенного союза (ТС). Одну из самых категоричных позиций в отношении присоединения Украины к ТС высказал в свое время вице-премьер Сергей Тигипко. Мол, страна является полноценным членом ВТО, а участие в ТС с этим статусом несовместимо. А выходить из ВТО, чтобы вступить в ТС, обидно, так как за вступление в ВТО Украина заплатила огромную цену.
Логика, признаться, не совсем здравая. Если в свое время страна допустила серьезную ошибку, то есть смысл сделать соответствующие выводы и попытаться исправить ситуацию, а не усугублять ее. Между тем, и глава украинского правительства Николай Азаров и президент Виктор Янукович тоже занимают осторожную позицию в отношении ТС, ограничиваясь заявлениями о создании зоны свободной торговли без изъятий и ограничений на пространстве СНГ.
Конечно, было бы серьезной натяжкой утверждать, что внутри Таможенного союза отсутствуют проблемы. Вопросы ценообразования на газ для Белоруссии, проблема экспортных пошлин на нефть — только самые острые темы для дискуссий. Тем не менее, компромисса достичь удается. В сравнении с Украиной Белоруссия имеет более выгодные цены на газ и нефть из России и более открытый рынок сбыта своей продукции в лице России и Казахстана.
Результаты — на лицо. Валовой внутренний продукт на душу населения с учетом паритета покупательной способности в 2009 году в Казахстане составил 11400 долларов, в Белоруссии — 11600, в России — 15200. ВВП на душу населения на Украине за 2009 год составил 6400, то есть вдвое меньше, чем в среднем по Таможенному союзу. Косвенным образом такой контраст может быть свидетельством того, что Украина в последние годы двигалась, мягко говоря, в не совсем верном направлении.
За четыре дня до нового года в эфире нескольких украинских каналов украинский президент заявил, что вопрос вхождения Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана "интересен", но не изучен.
"Чтобы дать ответ на этот вопрос, должно пройти время. Когда этот Таможенный союз просуществует год, полтора, два и мы увидим, что это выгодно, и что это нам необходимо и это отвечает нашим национальным интересам, мы будем действовать",- сказал он. Вместе с тем, по словам президента Украины, вопроса вступления Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана на сегодня реально не существует.
С одной стороны, позицию наблюдателя, пусть и пассивного, занятая Украиной в отношении Таможенного союза, можно считать некоторым прогрессом в этом направлении. С другой стороны, не находясь внутри процесса, невозможно влиять на его ход. Может так получиться, что "когда … мы увидим, что это выгодно", "действовать" будет уже поздно.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.