Уго Чавес начал против США "Новогоднюю войну". Он разразился порцией новых гневных заявлений в адрес Вашингтона, отказавшись пустить в свою страну нового американского посла Ларри Палмера даже ценой возможного разрыва дипломатических отношений.
Спор из-за кандидатуры Палмера возник летом минувшего года. Тогда предыдущий американский посол Патрик Дадди покинул Каракас в связи с истечением срока пребывания в Венесуэле. Однако новое назначение так и не состоялось.
Чавесу не понравились слова предназначенного на место Патрика Дадди Лари Палмера о том, что боевой дух армии Венесуэлы низок, что на идеологию страны всё больше влияет социалистическая Куба. Наконец, Палмер утверждал, что на территории Венесуэлы находятся "базы террористов" — "Революционных вооружённых сил Колумбии" (FARC), что в Каракасе всегда отрицали.
Чавес призвал заменить его другим дипломатом. Однако Госдепартамент США ответил отказом. Кроме того, Штаты пригрозили Венесуэле, что в случае отказа принять посла и без того непростые двусторонние отношения могут ещё больше ухудшиться.
Однако "Неистовый Уго" не испугался. "Мы отказались признать этого джентльмена (Палмера), и теперь правительство США грозит ответными мерами. Если оно хочет выгнать нашего посла, пусть сделает это! Если они хотят разорвать дипломатические отношения, пусть сделают это. Чтобы прибыть сюда, посол должен уважать страну. Это было бы бесчестием, если бы я позволил этому человеку прибыть в Венесуэлу", — заявил Чавес.
Заметим, что в последние дни американцы также отличились недипломатичными высказываниями в адрес Венесуэлы. Так, их не устроило, что 17 декабря парламент Венесуэлы предоставил Чавесу дополнительные полномочия вводить в действие законы в обход себя же, чем тот не преминул воспользоваться, да так, что сильно разозлил Вашингтон.
В частности, он создал 10 особых военных округов, многие из которых расположены на границе с Колумбией — главным союзником США в регионе, а другие, находящиеся на территории Венесуэлы, размещены в провинциях, во главе которых находятся оппозиционеры. В этом решении Чавеса Вашингтон усмотрел давление на своих противников.
США не нравятся и другие его законы, направленные на усиление надзора за университетами и перекрытие каналов финансирования из-за рубежа неправительственных организаций. Как известно, благодаря таким грантам американцы взрастили "цветные" революции по всему миру.
Напомним, что отношения между США и Венесуэлой кардинально изменились с приходом к власти в Каракасе Уго Чавеса. Но теперь речь идёт об угрозе разрыва дипотношений, что равносильно состоянию войны.
Ситуацию для "Правды.Ру"комментирует заместитель директора Института стран Латинской Америки Борис Мартынов.
— Неужели Чавес реально, не на словах, а на деле, готов бросить вызов США?
— Это не означает того, что он намерен рвать отношения с США, понимая зависимость Венесуэлы от экспорта нефти. Слова Чавеса о возможном разрыве — это кукольный театр, театр одного актера.
Понимая, что почва начинает уходить из-под ног, он обращается к средству, способному всколыхнуть народ — антиамериканизму. И я предвижу, что в ближайшем будущем словесная риторика Чавеса, направленная на мобилизацию его электората, будет только усиливаться.
Читайте также: Чавес просит Россию помочь спасти социализм
Его заявления обусловлены ухудшением положения в стране. Во-первых, после выборов в парламент, где укрепилась оппозиция, стало ясно, что он перестал быть игрушкой в руках "Неистового Уго".
Во-вторых, он растратил те колоссальные средства, полученные от продажи нефти на поддержку дружественных режимов и его экономическая основа довольно зыбкая.
— Почему США занимают столь непримиримую позицию?
— Американцы не намерены уступать, ведь в противном случае это была бы для них потеря лица. Тем более сейчас, когда Штаты допустили в отношении стран Латинской Америки столько просчетов. Если же брать во внимание острые заявления Палмера, то удивляться этому не приходится. Сейчас США намерены если не вернуть в полной мере, то хотя бы частично восстановить утраченные позиции в Латинской Америке, которую они по-прежнему считают своим "задним двором".
Даже "миротворец" Обама, который также допустил ряд просчетов относительно ведения политики в стратегическом, казалось бы, направлении "к югу от Рио-Гранде" и тот делает заявления подобного рода.
Но большинство латиноамериканцев не согласны. Их мнение таково: "Не надо нам указывать, как жить, мы и сами в состоянии выбрать удобный для нас путь. Вы же не указываете почему-то, как жить азиатским тиграм.
— Каково будущее режима Чавеса?
— Перспективы у "Неистового Уго", откровенно говоря, неважные. Он не согласится на уступки оппозиции, понимая, что это означает для него утрату полноты власти. Воздействовать на ситуацию без закручивания гаек он уже не сможет. Для этого у него просто нет экономических рычагов.
Остается последнее средство — диктатура в полном понимании этого слова без апеллирования к демократическим институтам вроде парламента и разного рода выборов. Это в краткосрочной перспективе.
Но если смотреть в отдаленное будущее, то Чавесу вряд ли удастся усидеть на своем месте достаточно долго. И дело не столько в американских происках, сколько в действиях самого Чавеса, которые и привели к резкому ухудшению экономического положения в стране.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.