На заре украинской независимости существовали две умозрительные модели, описывающие прошлое этих земель и одновременно указывающие путь в светлое будущее. В соответствии с обеими, украинский народ веками незаслуженно страдал под гнетом иноземцев. В более простой модели угнетатель был один — Москва. В более сложной — вредных империй-кровососов было больше.
Все же первая, более простая модель с годами стала преобладающей. Исходя из ее аксиом, преимущественно строилась вся внешняя политика Киева в последние десять лет прошлого века и, за редкими исключениями, первое десятилетие нынешнего. Схема — примитивна до предела.
Имперская Россия — единственная угроза независимости и территориальной целостности страны. Как следствие, бывшие советские республики, бывшие социалистические страны и пострадавшие от советской власти народы — естественные союзники в деле пресечения имперских поползновений Москвы. Но на деле всё вышло гораздо сложнее.
Украина на западе граничит с государствами, входившими ранее в Организацию Варшавского договора, а теперь являющимися членами Евросоюза и НАТО. Именно в приграничных областях живут молдаване и румыны, венгры и поляки. При этом нельзя сказать, что новые члены дружной европейской семьи оставляют без внимания своих соотечественников, оказавшихся волею злой судьбы в депрессивных регионах Западной Украины.
В 1994 году в Бухаресте приняли закон "О гражданстве", который позволял этническим румынами восстановить двойное гражданство. По некоторым данным, только за последние год-два обладателями паспортов Румынии стали около 10 тыс. граждан Украины румынского происхождения. Местные же жители утверждают, что такой возможностью воспользовалось подавляющее число украинских румын, проживающих в Закарпатье.
Кроме того, в Румынии существует закон "О репатриации", в соответствии с которым румынские паспорта могут получить люди, проживающие на территории бывшей Великой Румынии. Практически, это все жители Черновицкой области (до Днестра), чьи родители были гражданами этого государства. В целом, Бухарест добился наибольших успехов на украинском направлении, так как кроме всего прочего добился решения в свою пользу пограничного спора вокруг острова Змеиный.
Не меньшую активность в этом же направлении проявляют Венгрия и Польша. В 2001 году в Венгрии принят закон "О статусе венгров, проживающих в соседних государствах". Закон предоставляет зарубежным венграми специальные льготы в сферах науки и культуры, образования, трудоустройства, медицины и социального обеспечения. По некоторым данным с момента принятия закона паспорт заграничного венгра получило около 70% этнических венгров региона.
Что касается Польши, то основным инструментом Варшавы на украинском направлении является "карта поляка", которую с энтузиазмом получают украинцы Галичины и Волыни. Эти земли много веков входили в состав польского государства, многие деятели польской культуры родом из этих мест.
В общем, получается, что пока украинские патриоты боролись с имперской Россией, соратники Киева по антиимперскому фронту присматривали, что плохо лежит у своих же братьев по оружию. И кое-что некоторым уже удалось оттяпать. Другие же — ведут кропотливую работу в том же направлении. В этом смысле очень смешно теперь слушать представителей незалэжных националистов. В первых числах декабря Украинская народная партия (УНП) призвала Верховную раду Украины обратиться к Евросоюзу и НАТО с требованием рассмотреть вопрос об исключении Румынии из этих организаций.
Поводом для такой "жесткой" реакции стало интервью румынской газете президента Румынии Траяна Бэсеску, в котором он заявил, что Молдавия может войти в состав его страны в ближайшие 25 лет. Кроме того, он отметил, что граница Румынии (и Евросоюза) прошла бы в таком случае по Днестру, что дало бы Украине сильный стимул для дальнейшей демократизации и интеграции в ЕС.
По мнению УНП, "в Румынии под ширмой демократических лозунгов фактически возродилась агрессивная имперская внешняя политика времен коммунистического режима, которая угрожает сломом послевоенной архитектуры границ в Восточной Европе". Формулировка, следует констатировать, довольно запутанная, если не сказать шизофреническая. Но в ней присутствует намек на то, что плохих империй в мире не одна, а несколько больше.
Стоит также отметить, что УНП — это один из осколков Народного Руха. Представителями Руха были главы МИД Геннадий Удовенко и Борис Тарасюк. Плюс к этому, УНП — это партия, которая входила в проющенковский, т. е. в пропрезидентский блок НУНС из десятка других националистических партий. В частности, когда решался вопрос по острову Змеиный, УНП, получается, была у власти.
Читайте также: "Сценарий" острова Кипр для полуострова Крым
В общем, украинским националистам нужно самим себя бить по затылку. Вместо построения "восточноевропейской Швейцарии" патриоты Украины действовали с точностью до наоборот. Как известно, первый президент страны Леонид Кравчук утверждал, что в независимой Украине русским будет жить лучше, чем в России, венграм — лучше, чем в Венгрии, полякам — лучше, чем в Польше, евреям — лучше, чем в Израиле и т. д. На практике же рабочим лозунгом была формула "одна нация, один язык, одна церковь".
Новую украинскую власть Румыния уже тоже попробовала пощупать. Летом в Бухаресте заговорили о целесообразности переноса фарватера в устье Дуная, что в частности привело бы к тому, что украинский остров Майкан стал бы румынским.
В ответ прозвучало заявление директора Департамента информационной политики МИДа Украины Олега Волошина. "Мы считаем, что у нас должны быть хорошие отношения со всеми соседями, в том числе с Румынией, которая является нашим вечным соседом, членом ЕС… В то же время никто в украинской власти не собирается больше идти на непонятные и необоснованные односторонние уступки Бухаресту. Мы очень хотим, чтобы в Бухаресте наконец-то поняли, что границы Украины никогда не будут изменены…", — заявил он.
Волошин заверил, что Украина готова на установление добрососедских отношений с Румынией, но в то же время, по его словам, границы Румынии уже никогда не будут такими, как были в период 1918–1940 годов, когда в состав Румынии входили Буковина и Закарпатье.
Правда состоит в том, что Украина в ее нынешних границах — заслуга Иосифа Сталина (западный фланг) и Никиты Хрущева (Крымский полуостров). Об этом хорошо помнят румыны и венгры. А поляки до сих пор говорят про областной центр Львовской области "наш Львув".
Пока и представители украинского националистического лагеря и новой украинской власти, включая президента, апеллируют к Брюсселю. Надеясь, что страны Старой Европы приструнят своих молодых новых членов. Не стоит только забывать, каким образом решилась Косовская проблема для Сербии. И это несмотря на то, что европейцы прекрасно понимали, что собой представляет Армия освобождения Косово и ее глава Хашим Тачи.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.