Российские летчики у сомалийских пиратов

Шести российским летчикам грозит длительный срок заключения в одной из непризнанных африканских стран — Сомалиленде, власти которого обвиняют их в нарушении воздушного пространства, незаконной посадке и нелегальной перевозке военного снаряжения.

Согласно одной из версий, самолет Ан-24 выполнял рейс из Уганды в Объединенные Арабские Эмираты с промежуточными посадками в двух "полугосударствах", образовавшихся на обломках Сомали, — Сомалиленде и Пунтленде. Власти Сомалиленда не дали разрешение Ан-24 на пролет в контролируемом ими воздушном пространстве, и якобы обогнуть самопровозглашенное государство у летчиков не было никакой возможности, поскольку над столицей Сомалиленда Харгейсой у самолета подошло к концу топливо. Они запросили вынужденную посадку, сообщив на землю, что везут груз — гражданскую одежду.

Самолет приземлился в Харгейсе, наземные службы приступили к его осмотру. После него находившиеся на борту двое журналистов из ЮАР были отпущены, а летчики задержаны.

Представитель силовых структур Сомалиленда объяснил это тем, что "на борту самолета не было никаких сорочек, брюк и обычных ремней, а была военная униформа: армейские ботинки и ремни, сумки для патронов и гранат. Не было никакой аварийной посадки, так как самолет следовал маршрутом из Энтеббе (Уганда) в Харгейсу, оттуда в Боссасо (Пунтленд) и затем в Дубай (ОАЭ)".

Иными словами, это звучит как обвинение в контрабанде амуниции для соседнего Пунтленда. Однако ситуация для наших летчиков гораздо сложнее. Как известно, доставка туда оружия и униформы запрещена в соответствии с решением ООН. Следовательно, если версия властей Сомалиленда подтвердится, это означает, что российские летчики нарушили международные законы.

Отметим, что единые Сомали начали разваливаться 20 лет назад. Один из его "осколков", Сомалиленд, расположенный на северо-западе, в котором задержали российских летчиков, объявил о независимости в 1991 году, но международное сообщество его до сих пор не признало. По сравнению с другими частями Сомали, Сомалиленд считается относительно стабильной территорией, имеющей парламент, законы, вооруженные силы и валюту.

Признанное же за рубежом федеральное правительство контролирует только центр столицы страны Могадишо, да и то весьма относительно. На юге правят местные кланы, нередко связанные с "Аль-Каидой" и другими радикальными группировками. Многие из этих кланов живут за счет доходов от пиратства, ставшего настоящей проблемой для всего земного шара.

Читайте также: Морской разбой поборет антипиратская охрана

Фото: AP

В особенности это справедливо в отношении Пунтленда, который, в отличие от Сомалиленда, на словах не стремится к полной независимости, но при этом является одним из главных оплотов пиратства в Индийском океане.

О том, что ожидает наших летчиков, своими соображениями в интервью "Правде.Ру" поделился эксперт по Сомали Иван Коновалов:

"Я был в этой стране и знаю, что русские летчики — единственные, кто не боится возить пассажиров и грузы через сомалийское воздушное пространство. Причем пункты в Сомали обычно являются транзитными. Конечными пунктами являются Кения, Уганда, Йемен, Эмираты.

Что касается Сомалиленда, то это самая спокойная часть прежних Сомали, в которой есть все государственные атрибуты, включая и законодательство. Правда в отношении наших летчиков оно может быть весьма избирательным.

Что касается выполняемых в Африке рейсов, то там очень часто наряду с гуманитарными грузами перевозят и нечто еще. Впрочем, для того чтобы судить о том, виновны наши летчики или нет, нельзя руководствоваться данными одних только властей Сомалиленда. Если они и правда нарушили международные законы, то должно быть проведено соответствующее разбирательство.

Что касается Пунтленда, куда следовал Ан-24, то это противник Сомалиленда, который в споре за приграничные нефтяные районы одержал верх. В Пунтленде заправляют выходцы из клана маджертин племени гарод. Сомалиленд населяют выходцы из других кланов. В Харгейсе этого простить не могут. И теперь на границе Пунтленда и Сомалиленда мы наблюдаем регулярные стычки и мини-войны".

Что касается контрабандных перевозок в Африке, то летчики из России и Украины неоднократно фигурировали в подобных скандалах ранее. Взять хотя бы ту же Анголу. Почему же наши пилоты идут на подобную опасную работу, от которой отказываются западные экипажи? В первую очередь, потому, что рейсы на зачастую разваливающихся от древности старых самолетах позволяют заработать деньги, которых они не видят на родине.

Обвинять же их в том, что они, перевозя чужие грузы, сознательно содействуют разжиганию войны на Черном континенте, нельзя. Ведь как проходит их работа? На борт доставляют груз в мешках или ящиках, который необходимо перебросить по такому-то маршруту, а интересоваться относительно их содержимого не принято.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить