Ряд государств мира задумался о введении цензуры в интернете. Прямо в стенах ООН данную меру предложил представитель Бразилии. А президент Венесуэлы Уго Чавес уже ввел цензуру. Пока что вопрос о создании наднационального цензурного органа лишь обсуждается. Но новая волна разоблачений, которой угрожает WikiLeaks, может форсировать этот процесс.
В то время как в журналистском сообществе идут споры о том, насколько этично использовать компромат от WiikiLeaks, ряд представителей государств-членов ООН высказались за создание особой структуры, которая будет контролировать потоки информации в интернете.
На заседании в здании ООН в Нью-Йорке представитель Бразилии предложил создать комиссию для разработки критериев по регулированию интернета. Эта инициатива была немедленно поддержана представителями Индии, Южной Африки, Китая и Саудовской Аравии.
С другой стороны, такие страны, как Австралия, США, Великобритания, Бельгия и Канада, указали на риск создания еще одного наднационального контролирующего органа, который своими действиями изолирует себя от сообщества пользователей, индустрии и широкой публики.
Читайте также: Wikileaks: возможности очевидны, цели определены
Предложение накинуть сеть цензуры на всемирную паутину вызвало также критику многих компаний и организаций, включая Google, Международную торговую палату (International Chamber of Commerce) и некоммерческую интернет-организацию The Internet Society (ISOC).
Отец интернета Винт Серф (Vint Cerf), являющийся вице-президентом Google, заявил: "Мы не верим, что правительствам стран нужно дать монополию на управление интернетом. Давайте оставим все как есть!"
Между тем, практика введения цезуры на интернет-ресурсах уже существует в ряде стран. Так, парламент Венесуэлы в понедельник одобрил законопроект, на основании которого власти смогут регулировать информацию, размещаемую в интернете.
Согласно этому законопроекту, любые материалы или сообщения, содержащие призывы к ненависти любого характера, к политической или религиозной нетерпимости, а также выражающие неуважение к властям страны, будут строжайше запрещены.
Представители оппозиции в парламенте, голосовавшие против законопроекта, заявили, что подобные меры представляют угрозу свободе слова. Но у президента Венесуэлы Уго Чавеса иное мнение на этот счет. Он убежден, что контроль над интернет-порталами поможет оградить граждан страны от различного рода преступлений, совершаемых в киберпространстве. По его словам, люди перестанут получать сообщения с рекламой наркотиков или услуг проституток.
"Мы не отключаем интернет и не пытаемся вводить цензуру. Все, чего мы хотим, — это защитить себя от интернет-преступлений и кибератак", — заявил Чавес в своем еженедельном выступлении на одном из национальных каналов.
По новым правилам, авторы сообщений, владельцы порталов, а в некоторых случаях даже интернет-провайдеры будут подвергаться штрафам, если опубликованная ими информация будет содержать попавшие под запрет элементы. Венесуэльская палата электронной торговли раскритиковала решение парламента, заявив, что это "еще один шаг к цензуре и блокировке веб-сайтов".
Есть ли разница между тем, что правительства стран называют национальными интересами, и тем, что в интересах людей?
Ответить на этот вопрос попытались известные журналисты Америки, Европы и Африки, обсуждавшие профессиональные и моральные аспекты информационного слива и проблемы современной журналистики в ходе однодневной конференции "От Watergate к WikiLeaks" в Гарвардском университете.
Уолтер Пинкус, специальный репортер по разведывательной информации и национальной безопасности газеты The Washington Post считает прозрачность, которой добивается WikiLeaks, "радикальной". Ветеран журналистских расследований назвал WikiLeaks "умным ресурсом" и признался, что использовал его раньше, еще до того как сайт стал популярным. Вместе с тем, вслед за коллегами из Associated Press и New York Times, Уолтер Пинкус подчеркнул, что рассматривает WikiLeaks только в качестве ресурса информации, но никак не СМИ.
Иной точки зрения придерживается Кэтлин Кэрролл, главный редактор одного из крупнейших в мире новостных агентств The Associated Press. Объясняя в интервью радиостанции "Голоса Америки", почему ее агентство отказалось от сотрудничества с WikiLeaks, она назвала неприемлемыми ультимативные требования Джулиана Ассанжа. Кэтлин Кэрролл отметила, что не открыла для себя ничего нового в документах, распространенных WikiLeaks, но дипломатическая переписка помогла ей понять "мясо и картофель" дипломатии.
Следует отметить, что попытки установить контроль над интернетом на наднациональном уровне предпринимались и раньше. Так, еще в 2006 году Ёсио Уцуми, юрист и бывший государственный деятель, который исполнял в то время обязанности генерального секретаря Международного союза электросвязи (ITU), призвал изменить способ управления интернетом, выступив против "самооправдания" Соединенными Штатами своей уникальной роли и власти над онлайном.
Ёсио Уцуми подверг тогда существующие правила надзора за доменными именами и интернет-адресами резкой критике, подчеркнув, что бедные страны рано или поздно добьются решения об ограничении влияния США.
В связи с подобными демаршами правозащитные группы неоднократно выражали тревогу, что многие из стран, наиболее активно критикующих современное положение дел в интернете, управляются репрессивными режимами. Если они добьются своего, предупреждают правозащитники, существующей свободе выражения в интернете может настать конец.
Пока что вопрос о создании наднационального цензурного органа над всемирной паутиной только обсуждается в ООН. Однако новая волна разоблачений, которой угрожает правительствам мира WikiLeaks, может форсировать этот процесс.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.