Египетские исламисты готовы взорвать Египет по "алжирскому сценарию". Правоохранительные органы Египта с тревогой отмечают, что местные фундаменталисты, ранее придерживавшиеся мирных методов борьбы, все более радикализируются. Связано это с тем, что после состоявшихся в конце ноября — начале декабря парламентских выборов они лишились представительства в нижней палате национального собрания.
Теперь они контролируют лишь 12 из 508 мест в парламенте и, таким образом, утратили прежнее влияние. Напомним: на выборах 2005 года исламским фундаменталистам ("Братья-мусульмане" и их союзники из партии "Вафд") удалось завоевать 120 депутатских мандатов. В результате исламские радикалы образовали самую крупную парламентскую фракцию.
Это стало крупнейшим поражением режима Хосни Мубарака за всю его историю. Напомним, что "Братья-мусульмане", или "Мусульманские братья", — крупнейшая оппозиционная партия страны. Их радикальное крыло печально прославилось покушениями на египетских лидеров, в том числе Насера и Садата. И хотя формально она запрещена как экстремистская организация, на деле с 1984 года ей регулярно удавалось проводить в парламент своих ставленников как независимых депутатов.
До поры до времени Хосни Мубарака это мало волновало, поскольку горстка народных избранников никак не могла повлиять на расклад сил в национальном собрании. Однако после выборов 2005 года они едва не создали "критическую массу": тормозили принятие ряда важных законов, поставили под угрозу отношения с Израилем, добиваясь запрета на приезд в Египет израильского министра иностранных дел Авигдора Либермана.
Теперь же Хосни Мубарак отнесся к "исламистской угрозе" с должным вниманием. По словам представителей власти, одна из главных причин победы над исламистами кроется, с одной стороны, в том, что их депутаты якобы "ничего не делали в парламенте", а, с другой стороны, радикалов лишили возможности агитации по интернету и с помощью мобильных телефонов.
Выборы в египетский парламент проходят в два раунда в том случае, если ни одна из партий не набирает более 50 процентов голосов. Однако сразу после первого тура "Мусульманские братья" и их союзники из "Вафда" обвинили власти в фальсификации итогов голосования и в запугивании оппозиции, объявив о бойкотировании второго тура выборов.
В частности, они заявляли, что выборы проходят на безальтернативной основе и что на многих избирательных участках шла борьба между разными кандидатами "от Мубарака".
Ясно, что оппозиция не намерена прощать ему изгнание из парламента. Кое-кто из ее представителей уже заявил, что "предательский режим, действующий в интересах сионистского врага, получит по заслугам". Местные правоохранительные органы отмечают, что многиеиз "братьев" начинают переходить на крайние салафитские позиции, подразумевающие ведение вооруженной борьбы против светских властей.
Хосни Мубарак возглавляет Египет уже почти тридцать лет, и хотя он планировал принять участие в президентских выборах 2011 года, не исключено, что по состоянию здоровья сделать это ему не удастся: даже если все-таки он станет в очередной раз главой государства, сомнительно, что 82-летний старец "досидит на троне" до конца своего срока.
Читайте также: Куда свернет Египет после ухода Мубарака
Чем чревато для Египта изгнание из парламента оппозиции? Не перейдут ли те, кто критиковал Мубарака, сидя в депутатских креслах, к радикальным формам борьбы по примеру своих алжирских товарищей? (В Алжире в 1992 году борьба между исламистами и представителями светских властей переросла в кровопролитную гражданскую войну.)
Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко: "В ближайшие годы Египет ожидает смена власти. Хосни Мубарак, подавляя оппозицию, пытается устранить помехи, в том числе в парламенте, до того, как передаст власть своему сыну Гамалю. Иными словами, уже сейчас мы наблюдаем развитие операции "Преемник по-египетски". Похожим образом сирийский президент Хафез Асад зачистил пространство для своего сына Башара.
Разумеется, говорить о том, что народ вдруг резко разочаровался в оппозиции, не приходится. Чтобы устранить "Братьев-мусульман" из парламента, Мубарак-старший активно использовал административный ресурс.
Впрочем, пока рано говорить о том, что ситуация в Египте развивается по алжирскому сценарию. Влияние египетских исламистов отнюдь не такое, как у их алжирских коллег. Тем более что часть из них сейчас перешла на соглашательские позиции с властью.
Конечно, они могут попытаться развернуть террор. Но социальной базы для того, чтобы попытаться взять власть силой, они пока не имеют. Многое будет зависеть от действий самого Гамаля Мубарака. Пока он больше известен как слабый политик, но такое мнение в арабо-мусульманских странах может быть ошибочным. Взять, к примеру, вышеупомянутого Башара Асада, который также слыл "слабым", но, придя к власти, продолжает держать оппозицию в ежовых рукавицах". Удастся ли это Гемалю? Время покажет".
Впрочем, нельзя исключать, что исламисты смогут использовать изгнание из парламента с пользой и набрать среди египтян популярность. База радикалов — те самые 20 процентов населения страны, живущих за чертой бедности. И фундаменталисты легко смогут объяснить дальнейшее ухудшение жизни народа тем, что их полностью отлучили от власти.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.