В Вашингтоне сегодня скончался ветеран американской дипломатии Ричард Холбрук. В последние годы он был спецпредставителем США в Афганистане и Пакистане. Однако наибольшую славу он снискал себе на Балканах во время конфликтов в Боснии и Косово. По иронии судьбы, одному из "детищ" Холбрука (Дейтонскому соглашению по Боснии) сегодня исполнилось 15 лет.
Холбрук был доставлен в госпиталь Университета Джорджа Вашингтона 10 декабря с диагнозом "разрыв аорты". Врачи четыре дня боролись за жизнь 69-летнего политика, но безуспешно. Как только стало известно о его кончине, президент США Барак Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон выступили с пространными речами.
"Он был молодым сотрудником внешнеполитической службы во времена войны во Вьетнаме и участвовал в переговорах в Париже, которые положили конец этой войне. Будучи молодым помощником госсекретаря, он помогал нормализовать отношения с Китаем. В качестве посла США в Германии способствовал выходу Европы из холодной войны, поощрял НАТО к принятию новых членов", — сказал Обама.
Президент напомнил, что Холбрук был соавтором Дейтонских соглашений 1995 года, положивших конец войне в Боснии, успешно проявил себя на посту постоянного представителя США при ООН. "Став президентом, я был очень признателен Ричарду за то, что он согласился быть специальным представителем по Афганистану и Пакистану. Прогресс, которого мы добились в этих странах, в немалой степени связан с тем, что Ричард фокусировался на национальных интересах США", — заявил Обама.
"Холбрук является гигантом дипломатического корпуса. Его имя практически стало синонимом американской внешней политики. Он объединил мирового уровня коллектив, который представляет собой то, что мы считаем организационной моделью будущего, когда вместе работают не только люди из правительства твоей собственной страны, но и из правительств других государств", — сказала, в свою очередь, Хиллари Клинтон.
За свою жизнь Холбрук успел поработать во многих местах. Его первая заметная должность — помощник госсекретаря США по восточноазиатским и тихоокеанским делам, которую он занимал в 1977–1981 годах при президенте Джимми Картере и госсекретаре Сайрусе Вэнсе. В 90-е годы, при Билле Клинтоне, Холбрук был послом в Германии, спецпредставителем на Балканах. В 1999–2001 годах он занимал должность постпреда США в ООН.
После 2001 года он долго работал в коммерческих структурах, но о политике не забывал. Холбрук не раз говорил о России, возлагая на нашу страну ответственность за ухудшение российско-американских отношений. В 2008 году он активно встал на сторону Грузии во время войны в Южной Осетии, демонстративно прилетев к Михаилу Саакашвили. Последние два года он выполнял поручения Обамы и Клинтона в Афганистане и Пакистане.
Однако по-настоящему звездным часом Холбрука стала его деятельность на Балканах. Он стал спецпредставителем президента США в регионе в 1994 году. Тогда Босния и Герцеговина находились в пучине страшной кровавой резни между представителями трех говорящих на одном языке народов — мусульман, сербов и хорватов. Холбрук приложил немало усилий, чтобы конфликт прекратился. Правда, не обошлось без предвзятости в отношении сербов.
Во многом благодаря деятельности Холбрука стали реальностью неоднократные бомбардировки авиацией НАТО позиций боснийских сербов, объявление в международный розыск их лидеров Радована Караджича и Ратко Младича. Именно американский дипломат стал автором Дейтонских соглашений, подписанных (по иронии судьбы) 14 декабря 1995 года. Они подвели черту под четырехлетнейбойней в Боснии, однако их справедливость вызывает большие сомнения.
Боснийские сербы и хорваты фактически были отстранены от решения собственной участи. От их имени под документом стояли подписи президентов Югославии и Хорватии Слободана Милошевича и Франьо Туджмана. Мусульман представлял тогдашний президент Боснии Алия Изетбегович. Согласно Дейтонскому соглашению, Босния и Герцеговина делилась на две единицы — Мусульманско-хорватскую федерацию и Республику Сербскую. Тем самым сербы (и хорваты) были лишены права на воссоединение со своей этнической родиной.
Читайте также: Босния: "квазигосударство-общежитие" под управлением Запада
В начале 1999 года именно Холбрук передал Слободану Милошевичу ультиматум, согласно которому президент Югославии был обязан вывести войска из Косово. В противном случае НАТО начнут бомбардировки. Так и случилось. Что было дальше, напоминать излишне. Сербия фактически утратила контроль над краем, там появилось квазинезависимое албанское государство. А заодно и крупнейшая американская база в Европе Bon Steel.
Обама и Клинтон восхваляли деятельность Холбрука. В общем, имели право: благодаря усилиям покойного позиции США на Балканах резко укрепились. А вот бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич уличил Холбрука в откровенной лжи. Выступая в Гаагском трибунале, он утверждал, что американский дипломат давал ему гарантии безопасности и неареста в обмен на уход в отставку. Спецпредставитель США все отрицал.
Итоги деятельности Холбрука на ставшем главным для него балканском направлении прокомментировал "Правде.Ру" ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН, автор множества книг по истории Югославии Сергей Романенко:
"То, что Холбрук умер в день 15-летия соглашений в Дейтоне, — удивительное совпадение. Но никакой мистики искать в этом не стоит.
Перед ним стояла очень сложная задача — остановить кровавую войну в Боснии, которая рисковала перекинуться на другие территории и угрожала стабильности всего региона. Холбруку это удалось. И несмотря на все издержки, связанные с излишней демонизацией боснийских сербов, он сыграл положительную роль в истории Балкан. Иного выхода, кроме как создать нынешнюю Боснию, у него не было. Наличие "черной дыры" в Европе, где царил бы хаос, недопустимо.
Однако на сегодняшний день эти соглашения устарели. То, что нынешняя Босния является рыхлым государственным образованием, — существенное препятствие на ее пути в ЕС и НАТО. Однако другого пути у нее нет. Интеграция в западные институты — на сегодняшний день для балканских стран источник стабильности, развеивание опасений перед внутренней неустойчивостью внутри государств и страхов перед бывшими югославскими соседями.
С Косово тоже надо было что-то делать — существовал риск, что местный конфликт перекинется на другие государства региона. Другое дело, что Холбрук (как и другие западные политики) сделал ставку на один этнический национализм (албанский) в борьбе с другим (сербским). Как показала практика, албанский национализм оказался как минимум ничуть не лучше сербского. Но в будущем албанцам и сербам все равно предстоит договариваться о путях совместного проживания. То же касается и народов Боснии и Герцеговины.
Так что деятельность Холбрука принести мир на Балканы следует расценить положительно. В то же время не замечать сделанные им ошибки также невозможно".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.