1 декабря 2010 года русскоязычные жители Латвии одержали важную победу над латвийскими националистами. В этот день вступило в силу решение комитета ООН по правам человека, вынесенное в пользу правозащитника Леонида Райхмана, добивавшегося того, чтобы его фамилию писали в паспорте именно так, как она звучит, а не Raihmans.
Дело в том, что находящиеся у власти в Латвии националисты до сих пор пытались сделать нелатышей латышами. В частности, были приняты законы, запрещавшие общаться по-русски в общественных местах, а также введена норма, согласно которой ко всем нелатышским фамилиям в обязательном порядке добавлялось окончание s.
Разумеется, ни о каком написании их латиницей и речи не было. Более того, в стремлении тотально "латышизировать" страну власти зашли настолько далеко, что стали попросту издеваться над несчастными людьми.
Возьмем скандально известное 114-е постановление кабинета министров. В нем зафиксировано, что в официальных латвийских документах невозможно применение сдвоенных согласных вроде ch, sh и так далее, хотя это принято в других странах. В итоге русские буквы "ч", "ш", "щ" просто заменили на s.
В итоге, говорит депутат Рижской думы Руслан Панкратов, который также добивается того, чтобы его имя и фамилия писались правильно, "Отто Щукин стал Oto Sukins. Были и другие курьезы. Так, Шишкин в латвийских паспортах обозначен как Siskin, а "Пышкин" — как Piskin.
Или другое: латвийские имена Jānis и Andris пишутся с одним s, а русское имя Борис — как Boriss. Руслан Панкратов обратился с запросом к властям. Чиновница с серьезным видом ему объяснила: "Ну, это… имелось в виду, что в середине слова два s нельзя… А в конце можно…".
"Это уже юридический климакс какой-то в мозгах", — так охарактеризовал Руслан Панкратов стремление властей страны сделать русские имена и фамилии латвийскими.
В 2004 году против этого издевательства выступил бывший сопредседатель латвийского комитета по правам человека Леонид Райхман. Он обратился в Центр государственного языка с запросом относительно получения разрешения использовать свои неискаженные имя и фамилию в официальных документах без традиционного латышского окончания —s, но получил отказ.
Он последовательно обжаловал его во всех судебных инстанциях страны, но безуспешно. В 2007 году Райхман обратился в комитет ООН по правам человека, поскольку рассмотрение дел там проходит гораздо быстрее, чем в том же Суде по правам человека в Страсбурге, в котором юридические процедуры могут растягиваться до десяти лет. И вот теперь влиятельная международная инстанция приняла решение в его пользу.
Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует заведующий отделом Прибалтики Института стран СНГ Михаил Александров: "Решение комитета ООН по правам человека совершенно правильное. Ведь Латвия называет себя демократической страной, но таковой, по сути, не является. Взять, к примеру, написание имен и фамилий в паспортах. Почему-то во всех нормальных странах, таких, к примеру, как Австралия, моя фамилия пишется, как слышится, без всяких искажений. Однако Латвия — государство особое, где плевали на все права человека. Это наблюдается даже в отношении русскоязычных граждан. Что уж говорить о негражданах!
Читайте также: Латвийских неонаци финансировала мафия?
Смысл подобных законов, по словам латвийских националистов, заключается в необходимости защитить национальный язык и культуру. Но разве можно делать это путем дискриминации иных народов?
Что касается их применения, то по большей части они действовали в государственных структурах, где с этим очень строго. Сотрудников, не желавших становиться "ивановсами" и отказывавшихся говорить исключительно по-латышски, просто увольняли.
Впрочем, подобная практика действует не только в Латвии, но и в Литве. И не только в отношении русскоязычных, но и поляков. Не случайно официальный Вильнюс из-за этого вступил в серьезные трения с Варшавой".
Однако возникает вопрос: что будет дальше? С одной стороны, выхода у официальной Риги нет. Решение комитета ООН по правам человека окончательное и пересмотру не подлежит. Латвийская Республика обязана в течение 180 дней, то есть к 1 июня 2011 года, устранить имеющиеся нарушения в отношении Леонида Райхмана, а также принять все необходимые меры для исключения аналогичных нарушений в будущем. Вплоть до внесения соответствующих изменений в Конституцию.
Получается, у Риги теперь один-единственный выход — принять необходимые поправки сейма к Закону о государственном языке. Впрочем, есть большие сомнения относительно того, что латвийские власти станут исполнять решение ООН. Руслан Панкратов говорит: в Латвию часто приезжают "всякие комиссары, ответственные чиновники, чуть ли не президенты стран. Все они отмечают, что в Латвии нарушаются права человека. Но ничего не меняется".
В принципе, означенное решение ООН имеет лишь рекомендательный характер. И хотя вряд ли Латвия напрямую откажется исполнять его, латвийские националисты, скорее всего, найдут лазейку для того, чтобы его обойти.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.