Африка лишится своей прежде самой большой страны. Речь идет о Судане, который приготовился к отделению своей южной части. Напомним, что 8 декабря 2010 года в Южном Судане завершилась регистрация участников референдума по самоопределению. Проведение плебисцита намечено на 9 января 2011 года.
Для того чтобы его признали состоявшимся, необходима явка как минимум 60 процентов зарегистрированных избирателей. Южный Судан официально станет независимым, если за это проголосует по меньшей мере 51 процент участвующих в волеизъявлении.
Подготовка к голосованию проходила в нервозной обстановке. Кое-кто в Судане недоволен тем, как регистрировали его участников. Так, по заявлению председателя комиссии по проведению референдума Мухаммеда Халиля, из пяти миллионов потенциальных участников голосования (по другим данным, правом голоса здесь обладают до десяти миллионов человек) зарегистрировались менее половины — около 2,4 миллиона человек.
Причем из полумиллиона избирателей-южан, живущих на севере Судана, в списки голосования зачислили менее 20 процентов — всего 88 тысяч человек. А правящий на севере Национальный конгресс обвиняет в этом Суданское народно-освободительное движение. Якобы оно давило на жителей юга, чтобы они не регистрировались в Хартуме.
Доля истины в подобных заявлениях есть: южане опасаются, что северяне фальсифицируют итоги голосования на подконтрольной им территории. В свою очередь северяне обвиняют южан в том же.
Напомним, что после образования независимого Судана (1955 год) ключевые позиции в правительстве заняли арабы-мусульмане, которые отказались пойти на создание федеративного государства и предоставить автономные права южной части страны, населенной преимущественно неграми-христианами.
В результате южане в 1955 году подняли мятеж, переросший в гражданскую войну, продолжавшуюся по 1972 год включительно. Север, по сути, признал поражение и предоставил югу автономные права. Перемирие продолжалось десять лет, пока в 1983 году Хартум не решил установить на юге страны законы шариата, предусматривающие побивание камнями, публичную порку и отсечение конечностей. Война возобновилась.
По оценкам американских правозащитников, за 20 лет правительственные арабские войска убили на юге около двух миллионов мирных жителей, еще четыре миллиона стали беженцами. Вооруженные столкновения продолжались до января 2005 года, пока стороны не договорились об окончательном решении южносуданского вопроса на референдуме 2011 года. Это время юг пользовался автономией от севера, в том числе и в дележе нефтяных доходов.
Причем лидер повстанцев Джон Гаранг стал вице-президентом Судана, что способствовало разрядке напряженной обстановки. Однако это продолжалось недолго: 30 июля 2005 года Гаранг погиб при крушении вертолета. Многие южане уверены в том, что это подстроили северяне. Обстановка снова стала накаляться, и периодически на юге страны происходили новые столкновения.
Читайте также: Американские ястребы кружат над Суданом
Международные наблюдатели отмечали, что Хартум не выражает особого желания выполнить свои обязательства по уважению прав народов Южного Судана. Есть претензии и у официального Хартума, обвиняющего Запад в поддержке повстанцев. Как бы то ни было, можно предвидеть, что безболезненно южносуданский вопрос не решится.
По оценкам независимых наблюдателей, две трети населения южного Судана готовы проголосовать за отделение от Хартума. Впрочем, какими бы ни были итоги голосования, национально-освободительные силы юга страны, который уже де-факто живет независимой жизнью, намерены довести дело до конца. В свою очередь север также не намерен безоговорочно признавать итоги волеизъявления.
В частности, официальный Хартум возмущен вмешательством Запада в свои дела. И не без оснований. Так, 22 июля 2009 года третейский суд в Гааге определил, что спор между югом и севером за территорию у города Абией, возникший сразу после заключения перемирия 2005 года, опять-таки решится на референдуме в январе 2011 года. Что вовсе не значит, будто северяне поспешат выполнять решение суда в Гааге.
Еще более запутанная ситуация наблюдается в отношении провинций Нубийские горы и Голубой Нил, статус которых должен определиться на том же самом референдуме. Правда, их вхождение в состав южного Судана не предусмотрено. При этом значительная часть населения этих провинций ранее выступала против пребывания под властью севера и видела спасение от геноцида в союзе с южным Суданом.
Еще один момент, который явно не способствует прогрессу в разрешении этой непростой ситуации: Международный уголовный суд в июле 2008 года выдал ордер на арест нынешнего правителя Судана Омара Хассан аль-Башира — за геноцид в другой, западной, части страны, Дарфуре, который, кстати, как и юг, богат нефтью.
Именно это обстоятельство вынуждает Запад поддерживать антихартумские повстанческие группировки как в южном Судане, так и в Дарфуре. И в награду за помощь в развале самой большой африканской страны лидеры повстанцев готовы по сходной цене уступить западным компаниям разработку нефтяных месторождений, которые, по оценкам геологов, ничуть не меньше саудийских.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.