Россия пошла навстречу Евросоюзу, согласившись отменить взимание платы транссибирские перелеты после своего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Теперь европейские авиакомпании сэкономят на этом сотни миллионов евро.
Европейцы давно добивались отмены платы, взимаемой с их авиакомпаний, — с 1970 года. В свое время еще Советский Союз разрешил немцам или французам летать через нашу территорию в Восточную Азию, но в ответ страны Западной Европы должны были платить "Аэрофлоту", как нашему национальному перевозчику, немалую сумму. Выбора у них не было: кратчайший путь из той же Франции в Японию лежит именно через Сибирь.
Время шло, российская казна получала от таких перелетов до 400 миллионов долларов в год. В принципе, ничего удивительного — за пролеты над своей территорией страна всегда получает деньги. Но европейских чиновников такой разговор не устраивал. Они ссылались на то, что за пролет над Сибирью платят исключительно компании из стран ЕС, что является дискриминацией и нарушением норм ВТО.
Как известно, в двери Всемирной торговой организации Россия стучится более 15 лет, но все время что-то не складывается. И чтобы завершить переговоры о вступлении в ВТО с Евросоюзом, российская сторона пошла на уступку. Как только заветное членство в организации станет явью, плата за пролет над Сибирью уйдет в небытие.
В принципе, ничего страшного нет. Лишение нескольких сот миллионов долларов (или евро) — вещь неприятная, но раз правила ВТО диктуют такое поведение, пойти на это можно. Однако весь вопрос в том, что Россия сделала Евросоюзу множество уступок и в экономической, и в политической, и в визовой областях. Не получив в ответ практически ничего.
Вот хотя бы перечень требований ЕС, которые вынуждена выполнить Россия ради членства в ВТО. Это отказ от вывозных пошлин на лес-кругляк (больше других этого добивались Финляндия и Швеция, чья полиграфическая промышленность в значительной мере работает на нашем сырье). Это снижение инвестиций в собственное сельское хозяйство, хотя в той же Западной Европе агропром является насквозь субсидируемым.
Что мы имеем в итоге? Те же Финляндия и Швеция сохранят свою полиграфическую промышленность, Франция и Голландия высокоразвитое сельское хозяйство. И заодно получают прекрасный большой рынок сбыта своих товаров Россию, которой, в свою очередь, будет очень трудно отстроить вышеозначенные отрасли, действуя в рамках ВТО. В общем, Евросоюз убил жирного зайца — ослабил конкурента.
Но вернемся к транспортному вопросу. Так, ЕС добился от нас не только отмены платы за транссибирские перелеты, но и упразднения пошлин на перевозку своих грузов по российским железным дорогам. То есть, в Европе выигрывают все: и компании, и авиапассажиры, и покупатели товаров, транспортируемых по российской земле, — цены-то упадут. И получив такой подарок, Евросоюз мог бы пойти навстречу России в каких-то важных для нее вопросах.
Самой простойреакцией на отмену транссибирского сбора могла бы стать отмена чего-то аналогичного. Например, виз для жителей Калининградской области, перемещающихся в сторону основной части России. Они вынуждены платить своего рода транзитный сбор — 35 евро (именно столько и стоит шенгенская виза). И Евросоюз вполне мог бы на это пойти. Он на этом потеряет куда меньше, чем Россия на транссибирских перелетах. Но воз и ныне там.
Читайте также: Саммит Россия-НАТО: дружеские объятия врага
На словах видные чиновники европейских стран, включая и канцлера Германии Ангелу Меркель, вроде бы готовы пойти нам навстречу. Польша и вовсе поддержала инициативу российского руководства о введении упрощенного порядка выдачи виз для жителей 30-50-километровой пограничной полосы и с российской, и с европейской сторон. Но вся поддержка до сих пор проявлялась только на словах. На деле же никакого облегчения визового режима не последовало.
Кстати говоря, Россия делала шаги навстречу европейцам в этой области. Так, граждане Германии до недавнего времени не должны были для получения российской визы предъявлять справку о доходах (для россиян, желающих попасть в ФРГ, это всегда было обязательно). В упрощенном порядке могут бывать в России пассажиры круизных судов. РФ отменила визы для зрителей финала футбольной Лиги чемпионов 2008 года в Москве, для желающих попасть на прошлогоднее "Евровидение". В ответ только бесконечные заявления, что когда-нибудь визы канут в лету. Без уточнения конкретной даты.
Когда Россия обсуждала вопросы транссибирских перелетов, она не поднимала темы большой геополитики. Экономика и деньги отдельно, а это отдельно. В Европе у многих господствует иное мнение. Так, летом текущего года немецкая газета Sueddeutsche Zeitung предложила в обмен на отмену визового режима с ЕС добиться от России… вывода ее миротворцев из Приднестровья. Как будто перемещение многих тысяч простых людей через "шенгенскую стену" имеет какое-то отношение к решению замороженного конфликта на востоке Европы.
Из Европы то и дело слышится: "Отмените признание Южной Осетии и Абхазии", "Уберите войска из Приднестровья", "Займите более жесткую позицию по Ирану". Первые две вещи уж слишком неприемлемы для России, а вот свою позицию относительно иранской ядерной программы она в этом году и впрямь ужесточила. А что в ответ? Евросоюз объяснил правительствам входящих в него Латвии и Эстонии, что паспорта неграждан противоречат основным правам человека? Поддержал предложение России по заключению нового договора о европейской безопасности? Ничего подобного.
Российская сторона не раз прислушивалась к доводам европейцев, и отмена платы за транссибирские перелеты — лишнее тому подтверждение. Проблема в том, что учет мнения партнера напоминает улицу с односторонним движением — от России в сторону Евросоюза…
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.