Представители российских спецслужб опровергли утверждения Игоря Сутягина, осужденного в России за шпионаж, а ныне проживающего в Лондоне, что якобы против него на допросах использовали психотропные препараты.
По их словам, "Нет ничего странного в том, что Сутягин начал эту пиар-кампанию именно сейчас, когда надо привлечь к себе внимание и попытаться развить тему недавнего шпионского скандала. Эти заявления - заказ тех, на кого давно работает Сутягин", - считает российский представитель.
Напомним, что накануне с подачи британских СМИ в прессе появились заявления Сутягина, что на допросах в "Лефортово" ему давали "растворенный в коньяке" психотропный препарат, делавший его "податливым". И по словам Сутягина, после этого он стал страдать провалами в памяти.
Что касается Сутягина, то на 2004 г. он являлся завсектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН. Весной того же года он был приговорен Мосгорсудом к 15 годам лишения свободы за измену Родине (шпионаж).
В частности, суд счел доказанными обвинения в передаче секретных сведений о подводных лодках и системах ракетного предупреждения британской компании по заказу ЦРУ. Сам ученый вину так и не признал.
Между тем, как ни странно, в июле 2010 г., после вспыхнувшего псевдошпионского скандала в США Сутягин и еще трое россиян, осужденных в РФ за шпионаж, были обменяны на Чапмен и Ко. Всё это лишний раз говорит о том, что этот человек представлял и представляет интерес для Запада.
Но возникает вопрос: действительно ли наши спецслужбы обладают такими препаратами? В своё время писали о "жестоком КГБ", который-де перешел от практики получения показаний НКВД путем выбивания зубов к психотропным средствам. В свое время на это жаловались диссиденты. Но насколько подобное соответствует истине? Этот вопрос "Правда.Ру" задала историку спецслужб Александру Колпакиди.
"Я не исключаю, что в отношении Сутягина могли теоретически быть применены подобные препараты. В свое время в СССР действовала так называемая "Лаборатория Х" доктора Майрановского, находившаяся в Москве в Варсанофьевском переулке. Именно в этом учреждении получали и испытывали "сыворотку правды". Испытания проводились на военных преступниках, немцах, которые особенно отличились зверствами во время Великой Отечественной войны и при уничтожении мирного советского населения и пленных.
Однако в конце 1940-х гг. эту лабораторию неожиданно прикрыли и она простаивала, а самого Майрановского выгнали с работы. Причем работа этого учреждения будет потом поставлена в вину Берии, Абакумову и легендарному советскому разведчику Судоплатову. Именно это станет одним из главных "доказательств" их "вины".
Причем советские ученые добились в получении нужных веществ немалого прогресса. У НКВД имелись эффективные спецсредства для усыпления, обездвижения, допроса и убийства противника, а также тонизирующие и обезболивающие вещества.
Все немецкие диверсанты, заброшенные в Москву в 1943-44 гг. в рамках операции "Монастырь", усыплялись и арестовывались без единого выстрела. Или, например, когда НКВД проводил спецоперации против бандеровцев на Западной Украине, против засевших в схронах бандитов применялся специальный газ, после которого их брали живыми.
Однако после закрытия "Лаборатории Х", видимо, технологии были утеряны. Поскольку при штурме "Норд-Оста" в 2004 г., по всей видимости, уже применялся газ иностранного производства, последствием чего и стала гибель части заложников".
По мнению ученых, речь в том числе идет о применяемых спецслужбами биологических веществах, лишающих жертву возможности передвигаться.Считается, что смоделированный спецслужбами контакт с респираторной инфекцией может убить жертву, не оставляя следов насильственной смерти. В медицинском заключении будет значиться, что человек умер от гриппа, пневмонии и т.д. Вполне возможно, что первым устраненным таким способом человеком стал знаменитый барон Врангель.
Среди немалого списка подобных препаратов выберем лишь несколько. Во-первых, это "Новичок", вещество, вызывающее процесс "обвального искусственного биологического старения" и катастрофического сокращения продолжительности жизни.
Или вещество 2,4-Pyrolo, вызывающее полную потерю памяти. Есть и другие варианты. Например, тот же алкоголь, пусть и в ничтожных количествах, но в сочетании с другими химическими веществами, также может давать необходимые спецслужбам эффекты. Причем сочетание его с фосфороорганическими элементами типа зарина, как считают эксперты, может привести к летальному исходу.
Психотропные препараты, хоть и в упрощенном виде, применялись ещё в Древнем Риме. Там для получения нужных показаний руководствовались принципом "In vino veritas" ("истина в вине"). Психотропные средства с XVIII века с подачи итальянца Монтеггиа, использовавшему инъекцию опиума для получения признания у подозреваемого в преступлении, именуются "сывороткой правды". А знаменитый Зигмунд Фрейд считал, что средством "разбудить дремлющее подсознание" является кокаиновая интоксикация.
Причем подобные препараты применяются на Западе и сейчас. Подтверждением тому является выигранный 3 января 2000 г. судебный процесс в Сан-Франциско. А еще раньше, в 1998 г., правозащитники затеяли беспрецедентный процесс по данной проблеме в Европейском Суде по правам человека.
Причем и "там", и "здесь" подобные препараты активно применяли с 1930-х гг. Более того, наука называет метод получения правдивых показаний с помощью химпрепаратов "наркоанализом". В последнее время показания, полученные под наркозом (для этого используют вещества так называемой барбитуратовой группы - тот же скополамин, натрий-амитал, натрий-пентонал), не являлись доказательствами вины. Однако подобные действия и не воспрещались, поскольку их результаты позволяли следователю сконцентрироваться на получении признания иными путями.
Причем мысль об их использовании возникла не у спецслужбистов и полицейских, а у медиков. Именно они, применяя наркоз для обезболивания вовремя родов, заметили, что женщины рассказывают о себе такое, чего бы в обычном состоянии никогда бы не заявили.
И именно Штаты были новаторами применения прихотропных средств. Так, в 1922 г. техасский врач Роберт Эрнест Хауз, называемого "отцом сыворотки правды", на основании многочисленных экспериментов, написал статью "по теме": "Использование скополамина в криминологии". Он пришел к выводу, что применение этого вещества для получения необходимых показаний является "беспроигрышным методом".
Впрочем, по признанию медиков вроде британского психиатра Стивена Хорсли, под влиянием подобных препаратов случалось так, что невиновные себя все же оговаривали.
Тем не менее, в 1924 г. доктор Хауз открыто заявил о том, что с помощью скополамина он смог создать метод, позволяющий вопреки желанию субъекта, получить у него скрываемую им информацию. После внутривенной инъекции любой человек давал показания "подобно малому ребенку - честно, непосредственно, не пытаясь уйти от ответа, обмануть или схитрить". В результате его метод был официально принят "на вооружение" полицией, которой, правда, пришлось выдержать не один "бой" в суде, доказывая свою правоту.
Считается, что в наши дни наркоанализ применяется лишь тогда, когда показания допроса расходятся с результатами проверки на полиграфе. Причем допросы"поднаркозом", согласно законодательству стран Запада, проводятся в условиях медицинского стационара под наблюдением "рабочей группы" (включая защиту, обвинение, судей, психиатров, психологов и т.д.)
В Штатах также применялись местные уникальные препараты вроде мескалина, полученного в 1940-х гг. наркотика из мексиканского кактуса пейот. Именно на нем в числе прочего сделал свое имя легендарный Карлос Кастанеда. Не случайно, что им всерьез заинтересовались и СС, и предшественник ЦРУ OSS (Бюро стратегических служб США).
Напомним, что мексиканские индейцы специально принимали пейот, после чего публично признавались в своих проступках. Этим заинтересовались нацистские ученые, чьи эксперименты в концлагерях доказали, что под влиянием мескалина полностью пропадает воля и развязывается язык.
Те же американцы испытывали и применяли психотропные вещества в рамках программы "МК-ультра". О ней стало известно после скандала, вспыхнувшего после того, как участвовавший в ней ученый выбросился из окна".
Кроме того, американцы порой используют для получения нужных показаний марихуану, как это было в случае с Аугусто дель Гарсио, сдавшем после использования "травки" знаменитого мафиози Лаки Лучиано.
А в 1950-х гг. английский доктор Росситер Льюис Пентотал стал применять пентонал натрия. А в 1970-х гг. ЦРУ делало эксперименты над псилоцибиновыми грибами и даже ядом кураре.
Читайте также: Скандинавский прокол спецслужб США
Подобные вещества применялись и против наших спецслужбистов. Речь, например, идет о похищении в феврале 1964 г. важного сотрудника КГБ Юрия Носенко, в отношении которого психотропные средства применялись в ходе допросов.
Бывший председатель ГКБ Семичастный в своих мемуарах писал о том, что "КГБ проявлял интерес к одной француженке, которая имела доступ к определенной информации. Заданием Носенко было выйти на контакт с ней и завербовать ее. Приехав в Швейцарию, Носенко нашел ее и договорился о встрече: решено было вместе поужинать. После ужина Носенко исчез без следа. Очевидно, французская мадам работала не только на разведку своей собственной страны". По предположению Семичастного, "во время ужина Носенко был чем-то одурманен".
С применением психотропных средств был похищен американцами и сотрудник ПГУ КГБ полковник Виталий Юрченко в 1985 г. в Риме.
Но самым важным доказательством применения демократическими Штатами психотропных веществ является рассекреченный в 1997 г. документ "КУБАРК". Это секретное "Наставление по допросам" для контрразведки ЦРУ, которое официально действовало с 1963 по 1985 гг. В числе прочих там указаны такие методы получения показаний, как "нарушение биоритмов человека, угрозы, физическое насилие, воздействие под гипнозом, использование наркотиков".
Подобные методы применялись и применяются в ходе всех вооруженных конфликтов, в которых участвовали США, в годы Второй мировой войны в отношении подозреваемых в шпионаже, во время войны в Индокитае 1965 - 73 гг. Сейчас достоянием общественности стало то, как американцы выбивают показания у подозреваемых в Гуантанамо. Не случайно, что в 2001 г. американская газета The Washington Times написала о том, что федеральные суды США могут разрешить следователям использовать "сыворотки правды" для получения информации о бен Ладене и "Аль-Кайде".
Так что кому-кому, но не англичанам и американцам раздувать истерию о том, что "жестокие русские применяют столь бесчеловечные методы для получения признательных показаний". Как говорится, "не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.