Правительства многих стран полагают, что миссии ООН по поддержанию мира являются панацеей от всех бед и доказательством внимания мирового сообщества к тому или иному кризису, и им не столь важно, эффективны они или нет.
Возможно, в провалах операций ООН виноват личный состав «голубых касок». Кто служит в миротворческих войсках и почему ооновские военные часто не только не выполняют своих функций, но даже дискредитируют саму идею? Некоторые считают, что миротворческие миссии ООН не справляются с возложенными на них обязанностями.
За последние десять лет численность миротворцев и полиции ООН выросла с 40 до 113 тысяч человек. Кардинально изменился качественный состав миссий. Сегодня 71 процент контингента — выходцы из стран Южной Азии и Африки. Первое место в рейтинге стран — поставщиков рекрутов занимает Пакистан, который участвует в 11 миссиях (10 744 военнослужащих). Второе место принадлежит Бангладеш (10 212), третье — Индии (8 771). Военнослужащие из Европы, США и Канады, на долю которых в 1990-е годы приходилось 22 процента контингента, сегодня не дотягивают и до восьми.
Развитые страны избегают направлять своих солдат в миротворческие контингенты ООН после провала миссий в Сомали (1992—1993), где погибли семь американцев, и Руанде (1993—1996), где миссия не смогла сдержать геноцид, вылившийся в миллионы жертв.
Читайте также: Непризнанная трагедия Сербской Краины
Однако самое крупное поражение миротворцы потерпели в бывшей Югославии, когда группа голландских миротворцев не смогла предотвратить резню в Сребренице. Да и могли ли они рассчитывать на солдат из кенийского племени самбуру в сдерживании хорошо вооруженных и опытных сербов? Впрочем, они и не пытались, поскольку миссия с самого начала была обречена на провал. Бессмысленно было вводить миротворческие войска туда, где мира давно и в помине не было.
Российские миротворцы тоже участвовали в этой миссии. Всем памятен марш-бросок десантников в Приштину (Косово) 12 июня 1999 года, осуществленный по прямому указанию Бориса Ельцина. Операция была проведена блестяще, но она имела политическую подоплеку и чуть не привела к третьей мировой войне.
Страны — члены Совбеза продолжают финансировать миротворческие миссии ООН, но стремятся непосредственно не привлекать своих военнослужащих, если только это не затрагивает их сферу интересов, как это произошло в Абхазии и Южной Осетии. Россия уже имела там свой миротворческий контингент согласно трехсторонним договорам 1992 и 1994 годов, и мандат на преобразование российского контингента в миротворческий был утвержден Совбезом единогласно. Западные страны вначале не рискнули посылать туда своих наблюдателей, а потом Россия блокировала такую возможность.
Страны третьего мира стремятся направить свой контингент в войска ООН не только из-за возможности обучения и профессионального роста своих военнослужащих, но также по экономическим и стратегическим причинам. Для некоторых беднейших стран выплаты ООН за привлечение солдат (около 1 тысячи долларов в месяц за одного солдата) весьма существенны.
Так, Непал (6-е место в рейтинге) и Уругвай (10-й) нашли свою рыночную нишу и специализируются на оказании услуг миссиям ООН, что приносит неплохой доход. А Бразилия, которая с 47-го места рейтинга переместилась на 12-е, стремится во что бы то ни стало попасть в число постоянных членов Совета Безопасности. Активным участием в миссиях она обеспечивает себе стратегическое преимущество.
Перераспределение численности в пользу беднейших стран повлекло серьезные проблемы профессионального и морального характера. Вместо поддержания престижа силы ООН его теряют. «Голубые каски» обвиняются в таких преступлениях, как педофилия, принуждение к проституции, изнасилования. Это неудивительно, ведь у себя на родине солдаты привыкли к беззаконию и насилию.
Последний скандал разгорелся на Гаити, где солдат пятой по счету миссии ООН жители встречали отнюдь не возгласами радости, а криками «вон отсюда» и стреляли в них по ночам из-за угла. Дело в том, что штамм холеры, свирепствующей в стране и уже унесшей более 1200 жизней, имеет южноазиатское происхождение; есть гипотеза, что его завезли солдаты миссии родом из Лаоса, где постоянно тлеют очаги холеры. Заражение, полагают местные жители, произошло через речную воду, куда солдаты сливают свои экскременты.
К последним фиаско миротворцев можно смело отнести события в Республике Конго. В сентябре 2010 года контингент из 100 руандийских солдат, находясь в нескольких километрах от враждующих сторон, предпочел не вмешиваться в конфликт и допустил изнасилования около 500 женщин и детей.
Помимо плохой организации, слабой дисциплины и неуверенного командования контингенты стран третьего мира отличаются слабым вооружением и устаревшими средствами связи. Дело доходит до смешного. Так в Кувейте в 2003 году для разминирования англичане использовали современные миноискатели, а на соседнем поле солдаты из Бангладеш работали щупами.
В итоге смертность среди солдат у стран — поставщиков «пушечного мяса» в четыре раза больше, чем у тех, кто поставляет пушки. А компенсация за смерть во столько же раз меньше. За погибшего западного солдата ООН платит 85 300 долларов, а за солдата из страны третьего мира — 19 500.
Но не так уж хорошо обстоят дела и в контингентах развитых стран. Например, в Сомали итальянцы заключили пакт о ненападении с Мохамедом Айдидом, главарем одной из соперничавших сомалийских группировок, объявленным американцами в розыск. Тогдашний генеральный секретарь ООН Бутрос Гали так охарактеризовал действия миротворцев в этой стране: «Немцы подметают свой лагерь, канадцы убивают ребенка, итальянцы вступают в сговор с врагом, американцы объявляют войну кланам, с которыми ООН только начинает нащупывать контакт, а французы дезертируют».
Общим недостатком является недооценка возможных последствий конфликтов и излишняя "скромность" в определении необходимого числа миротворцев. Что могли сделать несколько тысяч солдат в Руанде, где в результате геноцида были уничтожены миллионы людей? Или около ста миротворцев в Южной Осетии, которые потеряли две трети своего состава в результате грузинской агрессии?
Читайте также: США подкупят Израиль виртуальными самолетами
Кризис миротворческих сил ООН объясняется не только ухудшением качественного состава, но расширением круга задач, с которыми они не справляются, громоздким бюрократическим аппаратом, расплывчатыми инструкциями и политической пристрастностью.
В наши дни отмечается общая тенденция — заменять миротворцев ООН на региональные силы. Так в Судане сегодня размещены войска Союза африканских государств, в Косово — НАТО, сформирован контингент Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия). Эти войска более мобильны, управляемы и лучше знают местную специфику.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.