В Варшаве 10 ноября открыт мемориал памяти жертв катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском. Казалось бы, в антироссийских спекуляциях на тему этой трагедии можно было поставить точку. Однако у брата-близнеца погибшего Ярослава Качиньского оказалось иное мнение.
Политические спекуляции вокруг трагедии под Смоленском продолжаются в Польше уже несколько месяцев. Самыми активными их участниками являются сторонники братьев Качиньских из партии "Право и справедливость", а также некоторые польские газеты и журналы.
Эта группа людей многократно обвиняла Россию в том, что она скрывает правду о трагедии Ту-154. Русофобски настроенная часть польской общественности на протяжении нескольких месяцев говорит о том, что Россия решила угробить Леха Качиньского, чтобы тот не попал в Катынь на траурные мероприятия. Досталось от них и польскому премьеру Дональду Туску — дескать, он пожалел деньги на новый президентский борт.
Образцом непристойного политического цирка стала история с крестом, установленном в память о погибших возле президентского дворца. Еще в начале августа новый президент Бронислав Коморовский предложил перенести его в соседний костел, справедливо заметив, что местом поминовения усопших является храм. Однако сторонники Ярослава Качиньского окружили крест и вступили в драку с полицейскими, пытавшимися перенести крест. Вопрос был отложен.
Перенос креста удалось осуществить только накануне. Чтобы наиболее ретивые поклонники братьев Качиньских не устроили побоище, дату установки креста в костеле святой Анны даже пришлось держать в тайне. Параллельно на кладбище Повонзки был установлен памятник 96 жертвам трагедии под Смоленском. В его открытии приняли участие президент и премьер Польши. Казалось, инцидент исчерпан.
Однако у Ярослава Качиньского было иное мнение. Открытие мемориала он проигнорировал, а за день до этого объявил о выходе из состава Совета национальной безопасности Польши. Свое решение лидер "Права и справедливости" мотивировал тем, что нынешние власти "предали" интересы страны и пошли на недопустимые уступки России.
В своем письме на имя секретаря Совбеза Станислава Козея Качиньский написал, что нынешнее правительство игнорировало интересы Польши при расследовании катастрофы под Смоленском. Дескать, команде Туска не удалось добиться от России всей полноты информации о трагедии. То, что расшифровки "черных ящиков" давно уже вывешены на сайте МВД Польши, видимо, для пана Ярослава — "сущий пустяк".
Оставив в стороне тему гибели брата, Ярослав Качиньский обрушился на нынешние власти страны за подписание нового газового контракта с Россией, рассчитанного до 2022 года. Согласно ему, Польша увеличит объем потребления российского топлива. Что, по версии лидера "Права и справедливости", совершенно неприемлемо. О том, что альтернативы российскому газу у Польши сегодня нет, он и слышать не хочет.
"Это соглашение можно назвать позорным. Ход переговоров и их конечный результат демонстрируют невероятную слабость действующего правительства. Туск смирился со стремительным возвращением гегемонистских тенденций, которые всегда угрожают безопасности континента. Я не принимаю и не хочу узаконивать подобные действия своим присутствием в Совете национальной безопасности", — полагает пан Ярослав.
Отметим, что деятельность Качиньского за последний месяц не ограничилась написанием письма радикально антироссийского содержания. Он исключил из "Праваисправедливости" несколько видных фигур, представлявших "умеренное" крыло. Правда и сам пан Ярослав может пропустить тяжелый политический удар. По некоторым данным, фракцию его партии в Сейме может покинуть каждый пятый депутат.
Не отстают от Качиньского и его соратники. Особенно отличилась бывший министр иностранных дел страны Анна Фотыга. В свою бытность дипломатом она умудрилась испортить отношения не только с Россией, но и с Германией и ЕС. Теперь же она клеймит премьера Туска за то, что после катастрофы он "посмел" слетать в Катынь отдельно от Леха Качиньского и встретиться там с Владимиром Путиным. А затем еще и заплакать на плече российского премьера после падения Ту-154.
"Самым большим в истории польской внешней политики и самым трагичным в последствиях нарушением консенсуса была игра Туска с русскими по вопросу Катынских торжеств против собственного президента. Ваше место, господин премьер-министр, в Смоленске после катастрофы было в темноте и грязи при теле президента по стойке смирно, а не в объятиях Путина. Из этих объятий вы уже никогда не вывернетесь", — пишет Фотыга.
Читайте также: МАК оправдывает смоленских диспетчеров
Количество политических спекуляций на трагедии под Смоленском еще несколько месяцев назад, как казалось, превзошло все мыслимые и немыслимые ожидания. Оказывается, нет. Брат погибшего президента вместо того, чтобы побывать на открытии мемориала, решил поупражняться в русофобии в эпистолярном жанре. Тем же занялись и его соратники. Выходит, что память о Лехе Качиньском для них значит меньше, чем возможность лишний раз нагнетать антироссийскую истерику.
Поведение Ярослава Качиньского и его соратников по "Праву и справедливости" прокомментировал "Правде.Ру" эксперт по Польше исторического факультета МГУ Богдан Безпалько.
— Последние высказывания Ярослава Качиньского мало удивляют. Он действительно не любит Россию, искренне подозревает ее во всех смертных грехах — в том числе, возможно, и в гибели брата. В этом смысле лидер "Права и справедливости" является типичным представителем польской политической элиты, которая все 20 лет после падения социализма (в той или иной мере) была заражена русофобией.
Корни неприятия России у польской элиты очень глубоки. Они насчитывают несколько сот лет, если не всю тысячу. Поляки всегда считали себя государством, лежащим на страже цивилизованной Европы от русских "варваров". Практически ничего не изменилось и сегодня. Конечно, в Польше есть люди, относящиеся к России с симпатией, но в политической элите страны они не представлены.
Не стоит слишком обольщаться и по поводу Коморовского с Туском. Да, они не славятся столь же откровенной риторикой, как Качиньский. Но и в их программных установках прослеживается не самое лучшее отношение к нашей стране.
Вокруг катастрофы под Смоленском в Польше родился целый миф. Кто-то говорит и пишет, что, мол, российские спецназовцы грабили вещи жертв катастрофы. Кто-то утверждает, что на борту злополучного Ту-154 собрались 96 новых польских мучеников. Все идет к тому, что трагедия 10 апреля 2010 года станет неотъемлемой частью польского антироссийского мифа. Такой же, как и расстрел польских офицеров в Катыни.
По этой причине спекуляции на трагедии под Смоленском едва прекратятся не только в ближайшие годы, но и десятилетия.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.