Генсек НАТО проводит в России разведку боем

В Москву сегодня прибыл генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. В центре внимания его переговоров с российским руководством были вопросы подготовки саммита Россия-НАТО, намеченного на 19-20 ноября.

Отношения России и Североатлантического альянса в последнее время вроде бы развивались по нарастающей. Совет РФ-НАТО собирался и на уровне послов, и на уровне министров иностранных дел. Разногласия никуда не делись, но отношения вроде бы не определяли. Напротив, все больше говорили о том, что РФ и НАТО намерены самым тесным образом сотрудничать по Афганистану.

В то же время сигналы, шедшие от того же Расмуссена, были весьма противоречивыми. С одной стороны, в сентябре он предложил создать общий противоракетный щит от канадского Ванкувера до Владивостока. Генсек альянса заявил, что Россию необходимо подключить к созданию общеевропейской системы противоракетной обороны.

Однако дальше начинаются разногласия. Расмуссен неоднократно давал понять, что новый договор о европейской безопасности, на подписании которого настаивает Россия, не нужен. Мол, НАТО было, есть и будет основой системы безопасности на континенте. Соответственно, система "евроПРО" должна представлять собой всего лишь дополнение к натовской концепции ядерного сдерживания.

Есть и еще один непростой вопрос. Так, Россия неоднократно давала понять, что НАТО должно отказаться от размещения ядерного оружия на территории бывших социалистических сил Восточной Европы. Требование вполне справедливо — натовские ракеты с ядерными боеголовками в паре сотен километров от Петербурга вряд ли улучшат атмосферу доверия между РФ и Североатлантическим альянсом.

Правда из стран Прибалтики тут же зазвучал хор голосов, что Россия, мол, хочет восстановить свое влияние в Восточной Европе. Однако Расмуссен не раз говорил, что ядерного оружия в непосредственной близости от российских границ не появится. В том же духе он высказался и сегодня: "Ранее заявленное намерение остается в силе: мы полностью держим наше слово".

Но кое-что генсек альянса не сказал. Прежде всего, о том, что американцы в будущем намерены разместить элементы своей противоракетной обороны в Румынии — одной из бывших соцстран. Расстояние от ее черноморского побережья до российских берегов — менее тысячи километров, а до российской базы в Севастополе — и вовсе менее пятиста. Выходит, что никаких гарантий неразмещения элементов американского ракетно-ядерного щита близ российских границ Расмуссен дать не может. Или не хочет.

Фото: AP

Кроме ядерных вооружений, существуют еще и обычные. А вот здесь Россия может задать НАТО несколько неприятных вопросов. Дело в том, что входящие в альянс Литва, Латвия и Эстония не являются участниками договора двадцатилетней давности об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). А раз так, то их теоретически можно использовать как неконтролируемый склад обычных вооружений у границ России. И размещать на их территории неограниченный по численности контингент НАТО.

Но вопросы к НАТО по этой части, тем не менее, остаются. Расмуссен ни словом не обмолвился о том, что страны Прибалтики могут присоединиться к ДОВСЕ. Собственно говоря, ни Литва, ни Латвия, ни Эстония желания подписывать документ до сих пор не изъявляли. И давления на прибалтов по этому поводу со стороны государств — столпов Североатлантического альянса не отмечается.

Читайте также: НАТО пытается удушить Россию в дружеских объятиях

Подобные же вопросы Россия может задать и по поводу еще трех стран — Словении, Хорватии и Албании. Просто они дальше от наших границ, и склад вооружений на их земле не несет РФ такой же потенциальной опасности, как "прибалтийский". Тем не менее, это все равно "дыра в документах", которую НАТО теоретически может использовать против кого угодно.

Вспомним, наконец, историю с адаптированным ДОВСЕ, подписанном в 1999 году с учетом новых реалий (прежде всего, расширения НАТО) в Европе. Его ратифицировали лишь Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Страны Запада до сих пор тормозят вступление документа в силу — дескать, Россия должна убрать свои войска из Грузии и Молдавии.

Однако на территории Грузии (Южная Осетия и Абхазия — отдельный разговор) российских солдат нет. Последние российские части ушли оттуда в 2006 году. А в Приднестровье есть лишь российские миротворцы, находящиеся там с согласия ООН и ОБСЕ. Никакой российской военной базы ни в Бессарабии, ни в Приднестровье нет. Так что предлоги для нератификации странами НАТО адаптированного ДОВСЕ представляются надуманными.

Видя, что Россия исполняет документ в одностороннем порядке, руководство нашей страны в конце 2007 года решило приостановить свои обязательства по адаптированному ДОВСЕ. Страны НАТО не раз выражали сожаление по поводу действий российского руководства. Но сами ратифицировать договор не стремятся. Так что вопросов к Расмуссену у РФ накопилось много. И ответов на все он отнюдь не дал.

На что же может пойти Россия? Этот вопрос "Правда.Ру" задала постоянному представителю России при НАТО Дмитрию Рогозину.

"Россия не намерена тут же давать Расмуссену ответа по большинству интересующих Североатлантический альянс вопросов. Мы должны все тщательно взвесить, принимая то или иное решение, насколько то или иное предложение для нас привлекательно. Это касается таких вопросов, как совместная ПРО и вывод войск из Приднестровья.

Одно можно сказать четко: мы готовы к взаимодействию с НАТО по Афганистану относительно борьбы с наркотрафиком, поскольку героиновый поток оттуда прежде всего угрожает нам. Но руководство блока должно отдавать себе ясный отчет, что мы не собираемся вводить в Афганистан войска. Это полностью исключено".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить