Карибский кризис поставил мир на грань ядерной катастрофы. Психологическое состояние советских военных, готовых к самопожертвованию ради победы, удивило американскую разведку. Так что же это за сила, которая придала уверенности нашим армейцам и помогла урегулировать напряженный международный конфликт? Некоторые считают, что это — заслуга гармошки!
Если смотреть на прошлое в замочную скважину, то будущее посмотрит на тебя сквозь прорезь прицела… Мои младшие сыновья, бодрые мальчиши нового поколения, ученики шестого и третьего классов языковой гимназии, вряд ли поверят, если я им буду рассказывать, так сказать, устно, что была такая холодная война, что мир мог погибнуть, что американцы нам были как бы "не друзья" и так далее. Им подавай документ, хотя бы интернетовскую публикацию.
Они уже давненько, — даже третьеклассник, вундеркинд, елки-палки… не знаю иной раз, как через него к ноутбуку пробиться, — общаются со сверстниками из Англии, Канады, США. Есть такие детские социальные сети или что-то вроде того. Пусть прочитают хоть эту статью, переведут и отравят своим заокеанским друзьям. Пусть там тоже знают, как было дело во время самого угрожающего (без всякого сомнения) противостояния, которое складывалось между Востоком и Западом. Фактологическую подоплеку ситуации, во время которой мир был на грани реальной атомной войны, они и так знают из интернета. Даже компьютерная игра на эту тему есть (в ней они доходили до самого высокого уровня). Игра, правда, не наша, не отечественная — западная. Так что и версия событий там как бы "не наша". Попробую рассказать "по-нашему".
В октябре 1962 года разразился Карибский кризис. Канва тех событий хорошо известна (наберите в любом поисковике "Карибский кризис" — там информации до дури, изучайте): Советский Союз втихаря разместил на Кубе ракеты с ядерными боеголовками; получив тревожные донесения разведки, президент США Джон Кеннеди в октябре 1962 года установил военно-морскую блокаду Кубы; мир внезапно оказался на грани ядерной войны. Советский генсек Никита Хрущев готов был нажать ядерную кнопку, Джон Кеннеди тоже. Ситуация "рассосалась" не скоро. Слава богу, что рассосалась.
Одну из причин никогда не описывали СМИ. Американская разведка, кроме всего прочего, исследовала еще и морально-психологическое состояние советских военных: а готовы ли они в случае чего на "крайние меры". Оказалось, готовы почти поголовно. Психологи сформулировали бы это так: в Советском Союзе, в первую очередь в его вооруженных силах, был сформирован так называемый победный эгрегор. СССР не уступил бы Америке ни в коем случае. Может, такие выводы экспертов Лэнгли и стали последней каплей, которая убедила Кеннеди первым (что бы там ни говорили о фактологии и хронологии) начать проявлять мудрость. Отошел от эмоций и наш Никита. Третьей мировой не случилось. Попробуем о нем, об эгрегоре. О той мало изученной наукой силе, которая придала уверенности нашим военным.
У меня сохранились записи бесед с офицером-психологом, капитаном 1-го ранга Виктором Коркиным. В начале 60-х годов прошлого века их офицерская научная группа занималась в числе прочего и истоками мотивации так называемого воинского фанатизма. Советским военачальникам хотелось знать, как убедить солдата или матроса без размышлений выполнить приказ, который мог привести к верной гибели. Вот некоторые из его размышлений (как раз тогда, во время наших бесед в конце 90-х, когда я работал в местной газете, закончилось время так называемой подписки о неразглашении).
"Зря сейчас говорят, что любовь к Родине — это только слова и ничего более, — говорил Виктор Яковлевич. — Это явление, если можно так сказать, служит самым ярким фактором формирования самопожертвования. Это когда человек готов пожертвовать своей жизнью для выполнения приказа командира без всяких условий. Но тут есть нюанс. Нужна, так сказать, внешняя поддержка: то есть массированная пропаганда на государственном уровне. Цель ее — убедить любого человека в том, что именно он может стать главной причиной победы. Без такой "внешней" информационной поддержки большинство людей на приказ конкретного командира могут просто наплевать. Вспомните Великую Отечественную — массированная пропагандистская кампания, направленная против Германии в пользу СССР, развернулась с осени 1941 года и подтолкнула более активное, "энтузиастское" сопротивление гитлеровским ордам. Если считать хронологически, именно после приказа Сталина 1942 года (знаменитое "Ни шагу назад!") можно было говорить об окончательном формировании у советского народа единой победной цели. Именно тогда война "перевернулась", а не после каких-то отдельных сражений. Примерно то же происходило и во времена Карибского кризиса. Удалось сформировать единое отношение народа к ситуации. Да, официальной пропаганды было немного — по понятным, думаю, причинам. Но! Особыми способами удалось направить коллективное сознание всей страны в определенном направлении. Если хотите, было применено особое информационное оружие. Как бы это выразиться… Самое эффективное СМИ — это ОБС ("одна баба сказала"). Информации, переданной из уст в уста, верят больше, чем официозу. Тогда сложилась ситуация, когда именно этот способ информирования общественного мнения был успешным. Сравните с событиями в Афганистане. Поразным обстоятельствам соответствующим органам СССР не удалось победить ни в печатно-телевизионной информационной войне, ни, пардон, в ОБС. Результат известен".
Своим мнением о карибской "психологической" ситуации в стране поделился с "Правдой.Ру" капитан 1-го ранга в отставке Николай Дробот. Имя этого человека в российском ВМФ (и в советском, конечно) окружают легенды. Достаточно сказать, что он известен как "почти что" Герой Советского Союза — его уже представили к званию, и представление было подписано на самом верху, но Звезду завернули в последний момент из-за нелепого "прохлопа" его непосредственного начальника. Итак, вот что говорит о Карибском кризисе Николай Григорьевич, успевший послужить в то время и на десантном корабле, и на подлодке в составе Пятой оперативной эскадры. Хорошие замполиты были тогда нарасхват. Нужно было поддерживать боевой дух.
"Все сухопутные части и экипажи кораблей были тогда охвачены некой общей идеей, -рассказывает Николай Григорьевич. — Причем не нужно думать, что наши военные были одержимы мыслью о войне и победе в ней! Идея была такая: не столько выиграть в войне, если она вдруг начнется, а не допустить ее вообще. Ради этого люди готовы были жертвовать своими жизнями. Воинская дисциплина в дни и месяцы Карибского кризиса в экипажах наших кораблей была такая… В общем, такой железной традиции беспрекословного выполнения любых приказов начальников (вплоть до командира отделения морской пехоты, старшины команды трюмных и так далее) я, извините, просто больше не помню".
О необыкновенной судьбе нынешнего жителя Северодвинска (Архангельская область) Вячеслава Никитина "Правда.Ру" уже не раз сообщала. Судьба его и впрямь удивительна…
Читайте подробнее: Чечетка для Фиделя
В дни Карибского кризиса известный северодвинский гармонист, молодой солдатик Вячеслав Никитин служил на Кубе и был весьма близок к вождям. И даже плясал для Фиделя и Рауля чечетку! Вячеслав Никитин передал "Правде.Ру" старый снимок из своего архива: он рядом с Фиделем и Раулем Кастро (как раз за спиной Фиделя).
"Призвали меня в армию, служил в Исакогорке Архангельской области, в танковой части на Лесной речке. Был заряжающим, — рассказывает Никитин, не выпуская из рук любимой гармошки. — Полгода прослужил, а тут — Карибский кризис. Начали у нас в полку формировать сводную группу для отправки на Кубу. Попал туда и я. Не как артист, а как заряжающий. А уже на пароходе "Хабаровск" капитан предлагал меня к себе в команду взять, даже с военным начальством вопрос обещал уладить. Понравились, видно, мои танцы на палубе. Я ведь дома в ансамбле "Сиверко" не столько пел, сколько танцевал. А на Кубе сразу же забрали меня из танковых заряжающих в спецподразделение — "Ансамбль советских специалистов на Кубе"! Так наша часть официально и называлась. Даже форма специальная была. Ровно два года там провел. Где только мы не выступали… Фидель Кастро как-то "зажегся" от моей чечетки, сам приплясывать начал. Он меня, считай, на голову выше, я думал — неповоротлив. Ан нет, танцевал здорово. Познакомились на "танцевальной" почве и с его братом, Раулем Кастро. Тот, правда, к танцам все больше свою дочь приспосабливал. Как-то подошел ко мне после выступления, так сказать, человек в гражданском. Спросил: мол, вы хоть понимаете, зачем вы здесь вообще? И объяснил: нам такие гармошки, частушки и чечетки, как ваши, важнее пушек и ракет. Они стреляют точнее и громче! Вот как было…".
В общем, пусть историки спорят, кто там "выиграл" Карибский кризис. Мне кажется, тогда СССР морально победил не только США, но и… самого себя! Пожалуй, впервые в стране были применены некие особые психоэмоциональные методы подготовки населения к возможной войне. Помните 1994-й, начало первой чеченской войны? Кажется, мы потому и проиграли ее (и не спорьте, историки!), что были морально раздавлены. И никто не сочинял частушек про нашу победу…
На фото:
Вячеслав Никитин с гармошкой у себя дома
В компании с Фиделем, Никитин - у него за спиной
Все самое интересное читайте в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.