Грузия фактически отменяет визовый режим для жителей республик Северного Кавказа. Соответствующий указ подписал 11 октября президент страны Михаил Саакашвили. "Привилегией" смогут воспользоваться жители Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи.
С комментарием по поводу нововведения выступила заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. По её словам, жители этих субъектов Российской Федерации "примерно через две недели смогут въезжать в Грузию без виз и находиться на территории страны без виз в течение 90 дней".
"Это решение — часть либерализации нашей политики, исходя из продолжения традиционных отношений с народами Северного Кавказа. Оно также является следствием открытия КПП "Казбеги — Верхний Ларс". К тому же, у граждан названных субъектов есть определенные коммерческие интересы в Грузии, часть желает получить образование в Грузии, поэтому отмена визового режима для них активизирует контакты с Северным Кавказом", — сказала Каландадзе.
Грузинский дипломат отметила, что жители вышеозначенных субъектов РФ оказались в неравном положении по сравнению с соотечественниками из других регионов. Дескать, в Грузию они въезжают через КПП "Верхний Ларс" в Северной Осетии, а за визой им приходится ездить в Москву — в секцию интересов Грузии в посольстве Швейцарии. Это, мол, слишком далеко.
В это же время жители других регионов России могут прилететь в Тбилиси и получить визу прямо в аэропорту грузинской столицы. Если же у россиян возникнет желание попасть в Грузию сухопутным путём, они (как и сегодня) должны будут приехать в Москву, отправиться в грузинскую секцию швейцарского посольства, и уже там дожидаться понадобившейся отметки в паспорте.
Замглавы грузинского внешнеполитического ведомства выразила уверенность, что Россия должна согласиться на визовые послабления для отдельных категорий своих граждан. "Россия не будет препятствовать этому решению", — заявила Каландадзе. И ошиблась.
12 октября на инициативу грузинского руководства отреагировал заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Аркадий Еделев. По его словам, речь идёт о самой настоящей провокации. "Такие вопросы должны обсуждаться на двустороннем уровне, а не решаться по прихоти и желанию какого-то Саакашвили", — подчеркнул Еделев.
Инициатива грузинской стороны выглядит более чем странной. В Евросоюзе, куда Грузия так стремится, существует упрощённый порядок выдачи виз для отдельных категорий граждан — например, для жителей приграничных районов. Однако он действует не для отдельных регионов, а на определённой приграничной полосе (как правило, 50-километровой).
А что мы имеем в случае с предложением Грузии? Вроде бы речь идёт о тех субъектах Российской Федерации, которые с ней граничат. Между тем республика Адыгея с Грузией вовсе не граничит, а Ставропольский и Краснодарский края, на которые упрощённый порядок выдачи виз не распространяется, расположены к грузинской границе ближе, чем Адыгея. Налицо нарушение принципа сотрудничества приграничных регионов, единый для всех.
Ещё один момент. Право на безвизовый въезд в Грузию получили жители исключительно национальных республик Северного Кавказа. С какой целью? Заместитель полпреда президента РФ в Северо-Кавказском округе Аркадий Еделев в начале года заявлял, что инструкторы из-за рубежа на военных базах в Грузии готовят диверсионные группы для проведения терактов на российском Кавказе. Тут, согласитесь, есть над чем призадуматься...
Константин Затулин: "Попытки осудить Москву разбиваются о виновность Саакашвили"
А все разговоры об исторической дружбе между грузинами и народами Северного Кавказа — явно для красного словца. Отношения грузин с теми же чеченцами были отнюдь не братскими. В XIX веке отряды имама Шамиля, состоявшие из чеченцев и дагестанцев, неоднократно совершали набеги на Грузию. В самой Грузии живут чеченцы-кистинцы, и их отношения с титульной нацией складываются не всегда гладко.
Уже в наше время, в ходе войны в Абхазии 1992-1993 гг. северокавказские добровольцы воевали бок о бок с абхазами против грузин. Оно и понятно: российские кабардинцы, черкесы, адыгейцы и абазины говорят на языках, родственных абхазскому. Так что вряд ли инициатива Грузии о безвизовом режиме для жителей северокавказских республик объясняется "глубокой исторической дружбой и симпатией".
Что может стоять за планами грузинского руководства разрешить жителям Северного Кавказа свободный въезд в страну? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ и Балтии Константин Затулин.
— Решение Грузии о безвизовом режиме для жителей Северного Кавказа нельзя расценить иначе, как хулиганское действие. Фактически грузинское руководство пытается расчленить Российскую Федерацию на две части — на ту, где визовый режим действует, и на ту, где его нет. А говоря шире — о расчленении России как таковом. Если в Тбилиси думают, что Россия согласится с таким новшеством, то там глубоко ошибаются. Российская сторона подобное положение вещей не признает.
Введение безвизового режима для отдельных регионов — нарушение всех возможных правил. Это противоречит всем возможным международным правилам. Но если грузины будут упорствовать в своей инициативе — я лично могу выступить с предложением о введении безвизового въезда в России для жителей Аджарии или Мингрелии. Может быть, после этого горячие головы в Тбилиси немного охладятся.
Руководство Грузии любит баловаться, любит радовать мир своими сомнительными инициативами. Правда, откровенные провокации до сих пор ничем хорошим для этой страны не заканчивалось.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.