Напомним, что она насчитывает уже не одно десятилетие. Остров разделен на греческую и турецкую части с 1974 года. Тогда в Греции произошел переворот "черных полковников". Хунта объявила о присоединении Кипра к Греции. В ответ Турция ввела войска на север Кипра под предлогом защиты турецкого населения.
С тех пор северная часть острова неподконтрольна Никосии. Ее территорию контролирует никем, кроме Турции, не признанная "Турецкая Республика Северного Кипра". В настоящее время греки-киприоты и турки-киприоты ведут переговоры о воссоединении частей острова, до сих пор разделенного линией прекращения огня. В соответствии с резолюциями ООН, конфликт должен быть урегулирован созданием двухобщинной федерации. Но, как известно, "воз и ныне там".
Как известно, официальная Анкара очень ревностно относится к своим интересам на Кипре и не намерена уступать Никосии и Афинам. И отношения между ними довольно напряженные. Как отнесется к заявлению российского президента турецкая сторона? Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
"Турция заинтересована в урегулировании кипрской проблемы и поэтому заявление Дмитрия Медведева в Анкаре воспримут положительно, - считает эксперт. - дело в том, что турецкая сторона заинтересована в этом уже потому, что без решения проблемы Кипра её не пустят в Евросоюз. К тому же сейчас турецкое руководство избрало стратегию выстраивания "ровных отношений" со всеми своими соседями. Другое дело, что технически урегулировать этот замороженный конфликт довольно тяжело в силу того, что греческие и турецкие интересы здесь диаметрально противоположны. Это конфликт, урегулирование которого растянуто на многие десятилетия".
В связи с этим Дмитрий Медведев в очередной раз упрекнул европейские и международные организации в неспособности эффективно разрешать конфликты в Европе. По его словам, исправить положение может реализация на практике сделанного им 5 июня 2008 года предложения выработки нового общеевропейского договора о безопасности.
Цель - разрешение старых и недопущение новых конфликтов в евроатлантической зоне. Причем Дмитрий Медведев уже предложил закрепить в международном праве принципы "неделимости безопасности", в соответствии с которыми ни одно государство или международная организация не смогут реализовывать свои интересы за счет безопасности других организаций и стран.
Находясь на Кипре, российский президент заявил: "Европа состоит из очень разных государств, периодически возникают проблемы, конфликты, в том числе такие болезненные конфликты как на Кипре. Какой из существующих европейских институтов помогает решать эти вопросы? Вроде бы все понемножку, но результата нет", - подчеркнул глава Российского государства.
Он объяснил это тем, что их рекомендации и действия "не являются эффективными и не являются обязательными". Дмитрий Медведев заметил, что европейская безопасность является "фрагментарной", поскольку одни страны связывают свою безопасность с Североатлантическим альянсом, НАТО, другие с Евросоюзом, а третьи стремятся вступить "в другие блоки".
Досталось от президента РФ также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дмитрий Медведев напомнил, что "ОБСЕ не является универсальной площадкой для решения серьезных проблем, имеющих долгую историю болезненных и трудных взаимоотношений".
По его словам, Россия хорошо знает это и на своем опыте. Исправить же ситуацию может только всеобъемлющее соглашение с четко прописанными процедурами, которое включает в себя и все государства Европы и альянсы, и все международные институты, европейские институты, которые работают на нашем континенте".
Читайте также: Кто разрубит кипрский "узел"?
Вместе с тем, президент Дмитрий Медведев решительно отверг суждения, что это "антинатовская позиция". По его словам, вопрос не в том, против кого что направлено, а в том, что многие европейские задачи не решаются".
Глава Российского государства заявил о том, что идея нового договора о европейской безопасности будет обсуждаться с руководством европейских государств и всеми заинтересованными сторонами.
Впрочем, согласится ли Запад на российское предложение? И в чем его суть? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.
"В июне 2008 г. президент Дмитрий Медведев лишь озвучил идею, за которой некоторое время не стояло никакой конкретики. Но в ноябре прошлого года в России уже появился проект договора, в котором подчеркивалось то, что он не является альтернативой действующим политическим институтам. Кроме того, российская сторона уже тогда ясно представляла то, что этот договор не может состояться без активного сотрудничества с такими институтами безопасности как НАТО, ОБСЕ и др. Сегодня в России продолжается серьезная проработка его положений. Не надо ожидать того, что президент раскроет все детали. Их проработка находится в ведении МИДа и соответствующих профильных организаций.
Что касается целей подобного соглашения, то нужно отдавать себе отчет в том, что предотвратить новые конфликты гораздо проще, чем урегулировать уже имеющиеся.
Подчеркиваю, что очень многое здесь зависит от того, насколько наши европейские и особенно американские партнеры заинтересованы в этом и насколько глубоким будет взаимное сотрудничество. И сейчас Москва ожидает от западных партнеров реакции на свое предложение. В противном случае наши тезисы просто провиснут.
Возможно, эту тему снова поднимут в двадцатых числах ноября, когда состоится саммит НАТО в Лиссабоне, на который приглашен и российский президент", - считает эксперт.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.